Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Стихотворение А.С. Пушкина «Поэт» (восприятие, истолкование, оценка) 3

Сочинение на тему «Стихотворение А.С. Пушкина «Поэт» (восприятие, истолкование, оценка) 3»

Вопросы о сущности творчества, о назначении и духовных качествах поэта волновали А. С. Пушкина на протяжении всей его жизни. Своей лирикой он стремился ответить на эти и многие другие вопросы. Для Пушкина поэзия — это высочайшее проявление духа. Именно поэтому для него важным условием творческой деятельности была свобода слова, независимость личности поэта. Путь подчинения искусства какой-то возвышенной цели — тупиковый. Именно поэтому Пушкин в письме В. А. Жуковскому высказывает дерзкий девиз: «Цель поэзии — поэзия!» В стихотворении «Поэт» автор даёт характеристику творческого акта поэта. Пушкин воплощает здесь мысль об особом положении творца в мире обыкновенных людей.
Стихотворение состоит из двух смысловых частей.
В первой Пушкин описывает жизнь поэта в то время, когда «молчит его святая лира», душа поэта «вкушает хладный сон»:
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Судьба истинного поэта находится под властью бога Аполлона. Поэт погружён в дела и заботы, но Пушкин подчёркивает, что это жизнь тела, а не души:
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружён…
Прозябание жизни, растрачивание её без цели делает человека ничтожным и незаметным в истории. Поэт талантливый, но живущий пустой суетой, по мнению автора, «всех ничтожней». Призвание поэта — творить; без этого он ощущает собственную ничтожность, бездействие томит его. Первая часть стихотворения содержит в себе скрытую антитезу: «святая лира» поэта противопоставляется « суетному миру ». Пусть она ещё молчит, но уже здесь чувствуется, что скоро настанет час, когда она запоёт.
Вторая часть стихотворения — это преображение поэта. К нему приходит вдохновение, он полон творческих сил. Проявляются его высокие поэтические и человеческие качества — мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство:
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл.
«Божественный глагол» погружает поэта в иной, идеальный мир, мир свободы и вдохновения. Поэта не пугает одиночество. «Дикий и суровый », он сознательно выбирает свой жизненный путь. Пустая толпа, окружающая его, не может заменить ему поэзии, в которой он соприкасается с истинной красотой и гармонией мира. Во второй строфе появляется явная антитеза поэта и толпы. Пушкин сравнивает встрепенувшуюся душу поэта с «пробудившимся орлом ». Это сравнение не случайно. Полёт гордой птицы напоминает ощущение полёта души. Вдохновлённый поэт «парит» над реальным миром, он стремится подняться к высшим ценностям Бытия и понять законы вселенной. Образ орла до конца стихотворения видится в поэте. Гордый, дикий, суровый, тоскующий — таким предстаёт перед нами поэт. Он покидает мир людей для того, чтобы его «святая лира» запела.
Душа поэта тоскует «в забавах мира»; стремясь к уединению, она «людской чуждается молвы». Пушкин говорит о том, что для поэта не существует кумира на бренной земле. Гордый и полный вдохновения, поэт пытается вырваться из цивилизации, он стремится к свободе и тишине. Душа, наполненная божественным звучанием и смятеньем, ищет одиночества на лоне природы. Там поэт сможет воплотить свои мысли и чувства в поэзии, привнести в произведение силу и высокое содержание. Суета окружающего мира мешает поэту полностью окунуться в мир поэзии. Только природа может дать человеку тихий приют и спокойствие. «Пустынные волны» и «широкошумные дубравы » мыслятся Пушкину идеальной землей, дающей возможность уединиться и побыть самим собой.
Творческую деятельность поэта Пушкин называет « священной жертвой». Его высокое предназначение передано автором с помощью яркого поэтического языка стихотворения. Оно содержит в себе многообразие абстрактной лексики: «священная жертва», «хладный сон», «божественный глагол» и др. Почти к каждому слову поэт добавляет искусно подобранные эпитеты: « святая лира», « пробудившийся орёл ». Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, который делает ритм стихотворения чётким. В сочетании с высокой лексикой размер придаёт произведению величественную размеренность и торжественность.