Прежде всего вспомним стихотворение, в котором А.С Пушкин обратился к высшему разуму; оно явилось как бы предвестником «Поэта»:
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
Поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви. Поэт может вести обычный образ жизни, но наступает момент, когда он отказывается от «суетного света», от мелочных проблем светской жизни и приступает к выполнению своего предназначения.
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботы суетного света
Он малодушно погружен…
Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали
Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и многостороннее воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается «судьбой витийства грозный дар». Он не забывает о том, что в его руках «святая лира», которая только временно молчит.
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Наступает момент истины, «божественный глагол» пробуждает творческие силы, поэт преображается, «тоскует он в забавах мира, людской чуждается молвы…», он глас народный и народный «Пророк».
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Теперь он враг тех, кто угнетает народ. Самодержавие не кумир для него. Он самодостаточен и «к ногам народного кумира не клонит гордой головы».
Стихотворение «Поэт» не заканчивается бегством того, кого коснулся «божественный глагол». Не зря же там стоит многоточие:
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…
На самом деле поэт не бежит, а вступает в бой с тем, что считает несправедливым. Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его вольнолюбивая поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу. Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость.
Пушкин очень емко и лаконично сказал о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту игармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.