Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Стихотворение А. С. Пушкина «Поэт» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А. С. Пушкина «Поэт» (восприятие, истолкование, оценка)»

В чём сущность творчества? Какими духовными чертами должен обладать поэт? В чём состоит истинная заслуга поэта перед родиной и народом? Вопросы такого порядка волновали А. С. Пушкина на протяжении всей его жизни. Своим творчеством он стремился ответить на эти и многие другие вопросы.

Для Пушкина поэзия — это высочайшее проявление духа. Именно поэтому для него важным условием творческой деятельности была свобода слова, независимость личности поэта. Путь подчинения искусства какой-то возвышенной дели — тупиковый. Именно поэтому Пушкин в письме В. А. Жуковскому высказывает дерзкий девиз: «Цель поэзии — поэзия!» В стихотворении «Поэт» автор даёт характеристику творческого акта поэта. Пушкин воплощает здесь мысль об особом положении творца в мире обыкновенных людей.

Стихотворение состоит из двух смысловых частей. Автор разбил произведение на две строфы не случайно. В первой части Пушкин описывает жизнь поэта в то время, когда «молчит его святая лира». Душа поэта «вкушает хладный сон». В это время не проявляются особые свойства поэта, вдохновение ещё не пришло к нему:

И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Призвание поэта — творить; не делая этого, человек ощущает собственную ничтожность. Бездействие томит его.

Вторая часть стихотворения — это преображение поэта. К нему приходит вдохновение, он вновь полон творческих сил. Как раз в это время проявляются высокие поэтические и человеческие качества — мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство:

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл.

Душа поэта тоскует «в забавах мира»; стремясь к уединению, она «людской чуждается молвы». Пушкин говорит о том, что для поэта не существует кумира на бренной земле. Гордый и полный вдохновения, поэт пытается вырваться из цивилизации, он стремится к свободе и тишине. Душа, наполненная божественным звучанием и смятеньем, ищет одиночества на лоне природы. Там поэт сможет воплотить свои мысли и чувства в поэзии, привнести в произведение силу и высокое содержание:

Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…

Суета окружающего мира мешает поэту полностью окунуться в мир поэзии. Только природа может дать человеку тихий приют и спокойствие. Последние строки стихотворения рисуют читателю место, куда «бежит» поэт. Пустынные волны и широкошумные дубравы мыслятся Пушкину идеальной землей, дающей возможность уединиться и побыть самим собой. Автор использует интересный эпитет к слову «дубровы». Сложное прилагательное «широкошумные» создаёт впечатление пространственного размаха и величия. Первый корень слова обозначает протяжённость дубрав, второй корень — звуковой признак. Их сочетание придаёт концовке стихотворения некую торжественность и одновременно мягкость.

Творческую деятельность поэта Пушкин называет «священной жертвой». Его высокое предназначение передано автором ярким поэтическим языком стихотворения. Произведение содержит в себе многообразие абстрактной лексики: «священная жертва», «хладный сон», «божественный глагол» и другие. Почти к каждому слову поэт добавляет искусно подобранные эпитеты: «святая лира», «пробудившийся орел».

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, который делает ритм стихотворения чётким. В сочетании с высокой лексикой размер придаёт стихотворению величественную размеренность и торжественность.

Из первых строк стихотворения мы узнаем, что судьба истинного поэта находится под властью бога Аполлона. Сначала мы наблюдаем жизнь поэта в её заземленных проявлениях:

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружён…

Божественный глагол погружает поэта в иной, идеальный мир, мир свободы и вдохновения. Поэта не пугает одиночество. «Дикий и суровый», он сознательно выбирает свой жизненный путь. Пустая толпа, окружающая его, не может заменить ему поэзии, в которой он соприкасается с истинной красотой и гармонией мира.

Интересно, как Пушкин описывает реальную жизнь поэта. В первой строфе стихотворения поэт и толпа не противопоставлены друг другу. Поэт погружён в дела и заботы, но Пушкин подчёркивает, что это жизнь тела, а не души. С целью подтвердить это автор употребляет слово «малодушно», которое в данном контексте означает незаинтересованность человека в своей деятельности.

Первая часть стихотворения содержит в себе скрытую антитезу: «святая лира» поэта противопоставляется «суетному миру». Пусть она ещё молчит. Но мы уже здесь понимаем, что скоро настанет час, когда она запоёт.

Пушкин создаёт необычную перифразу, характеризующую человечество в целом— «дети ничтожные мира». Ёмкость этого выражения заставляет нас ещё раз убедиться в необыкновенном таланте автора. Сочетание говорит о безликости и пустоте людей. Прозябание жизни, растрачивание её без цели делает человека ничтожным и незаметным в истории. Поэт, талантливый, но живущий пустой суетой, по мнению автора, «всех ничтожней».

Во второй строфе появляется явная антитеза поэта и толпы. Пушкин сравнивает встрепенувшуюся душу поэта с «пробудившимся орлом». Это сравнение не случайно. Полет гордой птицы напоминает ощущение полёта души. Вдохновлённый поэт «парит» над реальным миром, он стремится подняться к высшим ценностям Бытия и понять законы вселенной. Образ орла до конца стихотворения видится в поэте. Гордый, дикий, суровый, тоскующий — таким предстает перед нами поэт. Он покидает мир людей для того, чтобы его «святая лира» запела.