Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» (восприятие, истолкование, оценка)»

Творчество А. С. Пушкина оказало огромное влияние на всю последующую русскую литературу. Оно стало для нее тем истоком, из которого черпали темы и идеи писатели и поэты, начиная Гоголем, Лермонтовым и Достоевским и заканчивая такими признанными мастерами XX века, как Булгаков, Цветаева, Ахматова или Бродский.
Лирика Пушкина удивительно разнообразна по темам и жанрам. Однако одной из важнейших ее черт является свободолюбие. Эта черта есть и у «философской», и у «гражданской», и у «любовной» лирики, и у стихотворений «о предназначении поэта и поэзии».
Стихотворение «Узник» — ярчайший пример свободолюбивой лирики Пушкина.
Внешне стихотворение строится на создании образа поэта, который, сидя «за решеткой, в темнице сырой», тоскует о свободе, смотрит на «вольных птиц» и мечтает улететь вместе с ними. Усиливает впечатление прием антитезы: с одной стороны — тюрьма как воплощение несвободы (решетки, сырость, насильственное заточение), а с другой — бескрайний небесный простор (образ орла, горы, «морских краев»). Данное противопоставление достаточно очевидно и лежит на поверхности:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»
В образе орла воплотилась идея свободы, стремление ощутить полноту сил, слиянности с природой, а, соответственно, в «творении рук человеческих» (решетках, темницах) — идея рабства, оторванности от природного начала.
Однако это лишь внешний смысловой пласт. Помимо него в стихотворении заложен гораздо более глубокий философский смысл. При более тщательном анализе становится ясно, что основной конфликт заключен не в необходимости преодолеть какие-либо преграды (темница, решетки), но свою внутреннюю суть. На это нам четко указывают уже первые строки:
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой.
Преградой, таким образом, являются не решетки и «темница», а то, что лирический герой стихотворения был
«вскормлен в неволе». Он не привык к свободе, она его страшит. Благодаря этим строкам все стихотворение выходит на совершенно иной философский уровень осмысления проблемы. Именно состояние внутренней несвободы не позволяет «молодому орлу» последовать за своим товарищем. Таким образом, «решетка» и «темница» становятся своего рода символами, показывающими эту внутреннюю несвободу.
Идея стихотворения во многом перекликается с идеями, высказанными Пушкиным в «южных поэмах», в частности, «Цыганах» и «Кавказском пленнике». Воспитанный в условиях городской цивилизации, герой этих поэм оказывается не способен воспринять идею свободы, он не чувствует своего единства с природой и другими людьми.
Таким образом, конфликт в стихотворении заключается в противоборстве двух сторон «я» лирического героя. С одной стороны — желание свободы, стремление вырваться из застенков, а с другой — неумение жить свободно, страх перед необходимостью сделать выбор. Подобная «глубинная» постановка вопросов характерна для всего творчества Пушкина. Задумываясь над ними, он пытался увидеть пути духовного самосовершенствования людей, возможность изменить мир к лучшему, внося в него добро и красоту, гуманное и милосердное отношение к ближнему.