Стихотворение «Вновь я посетил…» А. С. Пушкина написано в связи с пребыванием поэта в Михайловском осенью 1835 года. Оно посвящено воспоминаниям об этом селе, где Пушкин находился в ссылке в 1820-х годах:
…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провёл
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня…
Стихотворение явилось поэтическим выражением философской мысли о постоянстве закона вечного движения и обновления жизни:
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…
Произведение соединяет в себе черты сельского быта и высокие темы природы, свободы, творческого труда и вдохновения. Но, вглядываясь в народную жизнь, Пушкин сумел увидеть не идиллию, не гармонию, а трагедию. Внутренняя тема этого стихотворения — связь между прошлым, настоящим и будущим, осмысляющая протекание времени.
Поэт строит лирическое произведение на элементах своей биографии. Взгляд лирического героя падает то на домик в Михайловском, то на лесистый холм, над которым «часто сиживал» поэт. Усадьбы Михайловское, Петровское и Тригорское под Псковом рисуются Пушкиным отдельными штрихами, но, объединяясь, они создают цельный, выразительный образ любимого места поэта, хранящего близкие его сердцу воспоминания. Такая конкретность и реалистичность помогают автору раскрыть идею стихотворения. Благодаря таланту находить в повседневности красоту и значительность, Пушкин обращается к дням, проведённым в Михайловском, и сквозь призму их изображения ставит важные вопросы человеческого бытия.
Стихотворение «Вновь я посетил…» представляет собой четыре смысловые части. Первая часть отражает очередной приезд автора в Михайловское, остальные части составляют его размышления. Произведение начинается как продолжение рассказа. Об этом свидетельствует многоточие в начале стихотворения. В первых же строках поэт говорит о вечном обновлении жизни в смене поколений, возрастов, психологической сущности человека и в неповторимости каждого мгновения:
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора.
Поэт видит основное назначение человека в продолжении жизни. Для Пушкина человек и природа находятся в единстве. В окружающем нас мире действуют те же законы, что и в жизни человека. «Я» поэта, изображённое в стихотворении, — это всего лишь мгновенный этап жизненного процесса.
Для произведения характерна чёткая и завершённая композиция. Мотивы и темы, намеченные в первой части, логически завершаются в последней. В конце поэт обращается к будущему поколению, которое придёт по законам движения жизни:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастёшь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего…
Поэт мечтает о том, что судьба его внука сложится счастливо и однажды он вспомнит своего деда:
…Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Весёлых и приятных мыслей полон,
Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Центральная тема стихотворения — тема воспоминаний. Она проходит через всё произведение, но раскрывается до конца лишь в последнем слове— «вспомянет». Память, по мнению поэта, — залог бессмертия человека. Жнзнь не стоит на месте, «меняя всё, меняя нас». Вечное движение мира — вот о чём размышляет лирический герой Пушкина, очутившись вновь на знакомой земле. Быстротечное время наложило на всё неизгладимый отпечаток. Окружающая лирического героя природа близкая, родная и одновременно новая, неизвестная. На границе «владений дедовских» стоят три сосны:
…на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко…
Герой помнит каждый звук, каждую деталь. Воспоминания окружают его и подталкивают вновь посетить это живописное место:
…здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал, я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же…
Лирический герой слышит знакомый шорох крон. Но он замечает изменения в картине природы. Сейчас около корней, «где некогда всё было пусто, голо», разрослась молодая роща. Поэт ласково называет её «зелёной семьей»:
…кусты теснятся
Под сенью их, как дети…
Так стихотворение раскрывает ещё одну тему — тему семьи. Сосна, стоящая поодаль, видится лирическому герою «старым холостяком». Она одинока и оттого угрюма. Вокруг неё «по-прежнему всё пусто». Через незамысловатую картину природы поэт показывает вечный закон мира: продолжение рода и постоянную смену поколений. Человек, не понимающий этого, обречён на одиночество и пустоту. Его жизнь не имеет цели, поэтому пройдет без следа и потомки не «вспомянут» его однажды.
Художественное своеобразие стихотворения состоит в простоте стиля, точности, неукрашенности выражения. Это сближает язык стихотворения с живой разговорной речью. Поэт использует принцип прямого называния. Исключение составляет лишь метафора «зелёная семья». Наряду с нейтральной лексикой, Пушкин вводит в стихотворение высокие слова и славянизмы: «племя младое», «старая глава». Отдельные высокие слова, расставленные как смысловые вехи, сообщают лирическую силу всему произведению. Отбор эпитетов производится поэтом не случайно. Они сопровождаются глубокой психологической и бытовой мотивировкой.
Простота и выразительность, легкость и глубина соединяются в стихотворении А. С. Пушкина «Вновь я посетил…». Многообразие лирических тем скреплено здесь личностью самого поэта.