Творчество А. С. Пушкина оказало огромное влияние на всю последующую русскую литературу. Оно стало для нее тем истоком, из которого черпали темы и идеи писатели и поэты, начиная Гоголем, Лермонтовым и Достоевским и заканчивая такими признанными мастерами XX века, как Булгаков, Цветаева, Ахматова или Бродский.
Лирика Пушкина удивительно разнообразна по темам и жанрам. Однако одной из важнейших ее черт является свободолюбие. Эта черта есть и у «философской», и у «гражданской», и у «любовной» лирики, и у стихотворений «о предназначении поэта и поэзии».
Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» является ярким примером свободолюбивой лирики Пушкина и посвящено осужденным на каторгу и ссылку декабристам.
Стихотворение было написано в 1827 г. и послано в Сибирь с А. Г. Муравьевой. Оно было оценено декабристами и даже вызвало ответное стихотворение поэта-декабриста А. И. Одоевского.
В своем послании Пушкин выражает не только свое сочувствие и поддержку ссыльным декабристам, но и высказывает надежду, что рано или поздно справедливость восторжествует, что
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
В последней строчке, где говорится о мече, имеется в виду восстановление узников в гражданских правах. Перед ссылкой над декабристами проводился обряд гражданской казни: у них над головами ломали их личное оружие — шпагу, символ дворянского достоинства.
Кроме того, важным компонентом стихотворения является вера поэта во всепобеждающую силу человеческих чувств: любви, дружбы, устремленности духа к высоким идеалам.
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Написанное в годы реакции, спустя всего полтора года после декабрьского восстания, стихотворение имело также большое значение и для самих декабристов, отправившихся в сибирскую ссылку.
Исключительно важным моментом для данного стихотворения Пушкина (как и для всего его творчества) является то, что он не призывает узников к мести и насилию. Напротив, он говорит им: «Храните гордое терпенье». Только время сможет рассудить, кто прав, а кто виноват. Любое насилие, привнесенное в мир, порождает ответное насилие и лишь умножает количество зла среди людей. Эта мысль будет развиваться Пушкиным в таких его программных произведениях, как «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Цыгане», «Бахчисарайский фонтан» и других. Подобный гуманистический взгляд на историю и человека вообще характерен для Пушкина. Философ Н. Бердяев назвал его «единственным человеком Возрождения в русской литературе». Путь резких, насильственных изменений для Пушкина неприемлем. Он глубоко убежден втом, что естественный ход вещей, постепенная эволюция общества поставят все на свои места, «желанная пора» неизбежно наступит.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье…
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Идея прощения — также очень важный элемент в философской системе Пушкина. Примечательно, что он не дает конкретной картины разрешения ситуации. Он не говорит о том, что в итоге будет восстановлена попранная справедливость, а «обидчики» ссыльных декабристов наказаны, или, напротив, — власть помилует осужденных «преступников». Пушкина, по большому счету, не интересует вопрос, кто прав, а кто виноват. Но он твердо знает — лишить человека свободы, которую ему дал Бог, нельзя. Человек свободен изначально, это его естественное состояние, и ход бытия неизбежно приведет к тому, что свобода будет обретена теми, кто ее в настоящее время лишен.
Итак, в стихотворении «Во глубине сибирских руд…» с максимальной силой отразилось гуманистическое мировоззрение поэта. Оно состоит в глубинном, исконном уважении к человеческой личности, вере в то, что свобода и духовное совершенствование являются ее истинным предназначением. В своих произведениях Пушкин пытался увидеть пути внутреннего саморазвития людей, возможность изменить мир к лучшему, внося в него добро и красоту, гуманное и милосердное отношение к ближнему.