Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Стихотворение Лермонтова «Молитва» («Я, матерь Божия…»): восприятие, истолкование, оценка

Сочинение на тему «Стихотворение Лермонтова «Молитва» («Я, матерь Божия…»): восприятие, истолкование, оценка»

План
I. Шедевр поэтического гения Лермонтова.
II. Притягательный образ пресвятой Богородицы.
1. Бескорыстная просьба о благе для «девы невинной».
2. Слияние образов любимой девушки и милой Родины.
3. «Мятежный порыв в иной мир».
III. Лермонтов — глубоко верующий поэт и неизменно поэтичный христианин.

Стихотворение «Молитва» — истинный шедевр поэтического гения Лермонтова. Возвышенность, искренность и тепло каждой строки — в самоотверженности лирического героя: просит он не о себе, не о своем здоровье или благополучии, а о своей возлюбленной:

Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную (…)
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Как лиричен, народен, притягателен образ пресвятой Богородицы, когда к нему в кроткой молитве обращается мятежная душа поэта романтика! Он, отмеченный печатью трагического одиночества, светлеет душой, раскрываясь пред Богоматерью в бескорыстной просьбе о благе для «девы невинной».
Кто же эта дева? Можно согласиться, что это нежно любимая девушка, к которой Лермонтов питает самые светлые и возвышенные чувства… Но кажется, что в этом образе проглядывает лицо глубоко любимой России. Хотя почему бы не слиться этим образам, почему не может поэт преданной и чистой любовью любить девушку, а через нее — свою милую Родину?
«Окружи счастием душу достойную», — просит Деву Марию поэт.

Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

Возлюбленная Лермонтова — единый образ женщины и Родины — достойна великого блага; а то, что поэт бесхитростно просит послать «лучшего ангела», говорит о том, какого возвышенного мнения он о Возлюбленной. Читателю в этот миг представляется облик Богородицы, снисходительно и тепло взирающий на поэта — светского человека, молящегося «не по книжному», с церковной точки зрения — неправильно (ну о каком лучшем ангеле может идти речь в молитве? Человеку ли судить, какой ангел лучше или хуже?). Но это простится ему, как прощают любящие родители детскую невольную бестактность.
Но даже в молитве, с душой нараспашку перед Богом, Лермонтов остается романтиком: в этом стихотворении мы видим неизменное противопоставление светлого образа «теплой заступницы» и реальности — «холодного мира». Даже в молитве чувствуется его «мятежный порыв в иной мир».
«Молитва» написана длинными предложениями, подчас путаными; и такое синтаксическое построение подчеркивает, что произнесена она — на одном выдохе, в порыве благоговения и любви.
Это произведение сложно воспринять и оценить только как стихотворение. Это действительно молитва, искренняя и сердечная; а то, что она, кроме того, еще и лирична, прекрасна, мелодична, лишь доказывает, что Лермонтов — глубоко верующий поэт и неизменно поэтичный христианин!