Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» (восприятие, истолкование, оценка)»

Творчество Лермонтова до сих пор остается одной из неразгаданных до конца страниц в истории литературы. Обостренность чувств, высочайший накал страстей, философская насыщенность и глубина проникновения в самые тонкие движения человеческой души сделали его произведения ярким достижением русской классики XIX века.
Творчество поэта необычайно широко по тематике. Однако в нем, помимо множества мотивов, выделяются две основные темы. Это тема поэта и поэзии и тема родины.
Для темы родины характерно в первую очередь то, что автор, отрицая современную ему действительность, в которой сильная, высокоразвитая личность не может проявить себя, вместе с тем с большим интересом и уважением относится к жизни простого народа, к героическому боевому прошлому своей страны.
Характернейшим примером может служить стихотворение «Бородино».
В нем с особой яркостью проявилась уверенность поэта в том, что былые победы — это не триумф государственной машины или заслуга полководцев, но свидетельство духовного подъема нации, ее способности объединиться в виду общей опасности.
Рассказ о битве доверен старому солдату, который говорит народным языком с узнаваемыми просторечными оборотами («постой-ка», «мусью», «бусурманы»), что приближает автора к народному взгляду на войну. Благодаря тому, что авторский голос непосредственно не выявляется, а лишь проступает через голос повествователя, Лермонтов добивается единства рассказчика со всей солдатской массой — солдат получает право говорить от имени своего поколения, от имени всего народа:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя…
Вместе с рассказчиком автор прославляет храбрость, открытость и честность русских воинов, которые противопоставляют французам не «всяческие ухищрения», а силу, ловкость, умение:
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Не богатство, не мундир, не принадлежность к разным социальным группам определяют отношения между людьми, а личные достоинства:
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Перед лицом смерти отступают сиюминутные проблемы и противоречия, социальные различия оказываются не важны, главное для всех то, что «клятву верности сдержали мы в Бородинский бой».
Характерно, что все стихотворение строится в форме диалога. И в данном случае это не просто «старый солдат» и его «потомок». Это представители разных поколений, которые выражают надежды, чаяния, а также горечь и разочарование всех своих современников. В. Г. Белинский писал о «Бородино»: «Вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата… Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».
Стихотворение отличается чрезвычайной образной насыщенностью поэтического языка. Лермонтов использует в качестве изобразительных средств диалог, являющийся приемом, при помощи которого противопоставляются представители двух разных поколений, просторечия («постой- ка», «мусью», «бусурманы»), эпитеты («Москва, спаленная пожаром», «протяжный вой»), сравнения («носились знамена, как тени»), метафоры («поле грозной сечи», «ночная пала тень», «гора кровавых тел»), олицетворения («звучал булат», «картечь визжала», «рука бойцов колоть устала»).
Таким образом, в стихотворении «Бородино» отразилось не только восхищение Лермонтова героическим прошлым своей страны, могучим духом простого народа, вставшего на защиту своей родины. При помощи противопоставления двух поколений, двух эпох, поэт выразил и свое отношение к действительности, к той полицейско- самодержавной системе, которая, основываясь на рабстве и унижении человеческого достоинства, губит лучшие силы народа, не дает проявляться его уму и таланту.