Лирика М. Ю. Лермонтова — одно из самых замечательных и вместе с тем до конца не разгаданных явлений русской литературы XIX века.
Творчество поэта необычайно широко по тематике. Однако в нем, помимо множества мотивов, выделяются две основные темы. Это тема поэта и поэзии и тема родины.
Стихотворение «Дума» органически сочетает в себе обе эти темы.
Поэт задумывается не только о судьбе поэта в современ- ном ему мире, он поднимает вопрос о предназначении целого поколения. Это поколение — его друзья и сверстники. В годы николаевского застоя многие молодые люди не могли реализовать свои таланты и дать выход созидательной энергии. В государстве все ужесточалась полицейская система, необходимые преобразования не производились, произвол чиновников, взяточничество достигли огромных масштабов и приняли уродливые формы. Россия Гоголя — это и Россия Лермонтова. Начался медленный откат страны назад. В таких условиях не только отдельные личности, вроде Печорина, не находили себе достойного применения — на бездействие было обречено целое поколение. Именно об этом пишет Лермонтов в своем стихотворении.
«Дума» Лермонтова стала этапом в русской поэзии. Обладая чертами «исповеди», стихотворение представляет собой в то же время и обобщенную характеристику поколения. Подобная другим историческим думам, она в основе своей народна и летописна. Особенность ее, во- первых, в том, что это — страница из современной жизни; во-вторых, в том, что повествующий о ней — сам ее действующее лицо. Отсюда и переход автора от лирического «я» к собирательному «мы». Лермонтов, открывавший возможности показывать конфликтные состояния внутренней жизни человека, запечатлел в «Думе» момент ломки общественного сознания в России.
Стихи поэта были воплощением тех мыслей, которые бродили в сознании людей 30-х годов. Это подтверждают многие статьи и художественные произведения различных, потом забытых авторов, напечатанные в журналах того времени — «Телескопе», «Отечественных записках» и др., как до публикации «Думы», так и после. Характерно и то, что Белинский, восторженно отзываясь о стихотворении, не раз цитируя его, видел в нем разгадку уныния молодого поколения, его «душевной апатии, пустоты внутренней».
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Но Лермонтов не ограничился простой констатацией горестного факта. Он напоминал современникам о строгом суде грядущих поколений. Однако, Лермонтов, как бы усиливая укор, не отделял и себя от тех, кому были адресованы его «печальные» строки. Лермонтов упрекает свое поколение в постыдном равнодушии ко всему возвышенному, что существует в человеческой жизни: к добру и злу, любви и ненависти, к надеждам и благородному голосу страсти, к мечтам поэзии и созданиям искусства. Этот холод чувств приводит неизбежно к отсутствию действий, к ранней душевной старости, к малодушию перед опасностью и к рабской трусости перед властью.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Следует заметить, что эти строки были изъяты цензурой в журнальной публикации и в первом отдельном издании.
Картина современной духовной жизни освещена страстным отношением автора к ее содержанию, она просматривается и через отношение к прошлому (ошибки отцов, поздний их ум); и через отношение к настоящему (постыдное равнодушие, презренное рабство); и через отношение к будущему («надежды лучшие», «мысль плодовитая» — и в отличие от бесплодных умствований «гением начатый труд»).
Стихотворение перекликается со знаменитым «Гражданином» Рылеева (1824). Само название лермонтовского стихотворения невольно ассоциировалось с рылеев- скими думами. Вместе с тем названию стихотворения точно соответствует его характер — это действительно «дума», размышление, та самая «рефлексия», о которой писал Белинский как о характерной черте современного ему поколения.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Взгляд в будущее не вселяет надежд в поэта. Суд, который потомки будут вершить над его поколением, будет суровым. Однако, он не может не признать и то, что суд этот будет справедлив.
«Дума» перекликается с другими произведениями Лермонтова. В качестве примера можно привести «Бородино», построенное как диалог между представителем современного поколения и поколения «отцов». Нельзя не упомянуть и «Героя нашего времени», где образ Печорина полностью построен на данном противоречии.
Итак, в стихотворении «Дума» отразились размышления Лермонтова о судьбе современного ему поколения, мучительные сожаления о том, что оно не может в существующих условиях проявить себя, что оно обречено на бездействие. Основываясь на традициях Рылеева, Лермонтов называет стихотворение «Дума», что отражает ее содержание — глубокие раздумья о судьбах отечества.
Лирика Лермонтова оказала огромное влияние на всю последующую поэзию. Ее пафос, насыщенная образность явились тем источником, к которому обращались многие поэты и прозаики XIX и XX веков.