Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен...» (восприятие, истолкование, оценка) 2

Сочинение на тему «Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…» (восприятие, истолкование, оценка) 2»

Лирика М. Ю. Лермонтова — одно из самых замечательных явлений русской литературы XIX века.
Творчество поэта необычайно широко по тематике. Однако в нем, помимо основных тем, выделяется еще множество мотивов. Наиболее значительными из них являются мотив странничества, мотив одиночества, мотив борьбы. Часто они присутствуют в пределах одного стихотворения.
Характерным примером может служить знаменитое стихотворение Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…»
Обстоятельства создания этого произведения были не совсем обычны.
Дата перед текстом стихотворения (1 января) позволяет считать, что Лермонтов подчеркивает его связь с новогодним маскарадным балом в дворянском собрании под новый, 1840 год. Например, И. С. Тургенев вспоминал, что Лермонтову, присутствовавшему на этом балу, «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества».
Стихотворение было довольно смело. В нем поэт бросал вызов светской толпе, всем тем, кто образовывал ядро сообщества власть имущих. Стихотворение звучало особенно остро еще и потому, что на балу присутствовали члены царской семьи.
Образ карнавала, веселья получает у Лермонтова неожиданную трактовку. Уже в первой строфе этот образ становится символом фальши и бездушия светской толпы, тех законов, по которым живет общество. Речи здесь «затверженные», образы людей — «бездушные», их лица напоминают «приличьем стянутые маски». Нереальность, «ненастоящесть» происходящего закрепляется сравнением со сном. Помимо передачи искусственности, «фантомно- сти» происходящего, данное сравнение вводит в контекст стихотворения еще одну излюбленную лермонтовскую параллель: сон/реальность. Попытка вырваться из этого искусственного бытия, таким образом, становится синонимом пробуждения, обретения настоящего мира.
Противопоставлением, антитезой жизни, в которой есть лишь «приличьем стянутые маски», становятся мимолетные воспоминания поэта о «недавней старине», о детстве, о былом единении с природой. Однако эти мечты столь же призрачны, лирический герой понимает, что былого не вернуть:
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье…
Тем не менее эта двойственность, расколотость восприятия лирического героя находит свое выражение в резком неприятии действительности. Горечь от вопиющего несоответствия окружающего мира и того идеала, который живет в душе поэта (и который недостижим, что лишь усиливает горечь), прорывается наружу в виде протеста.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Протестные мотивы вообще характерны для лирики Лермонтова. По своему мироощущению, по самому способу мыслить, Лермонтов, безусловно, был романтиком. Противостояние личности и общества, столь характерное для романтиков вообще, у Лермонтова получает дополнительное развитие. Оно становится практически фатальным, непреодолимым, но вместе с тем приобретает психологическую глубину, которой до него не было ни у кого.
Итак, стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» является одним из ярчайших примеров лирики Лермонтова. Оно сочетает в себе сразу несколько мотивов — мотив одиночества, мотив странничества, мотив борьбы. Это один из наиболее совершенных образцов романтической эстетики, насыщенный, вместе с тем, психологизмом и вполне реалистическими атрибутами. Благодаря этому стихотворение раздвигает рамки жанра, преодолевает узость романтического мироощущения, превращаясь в образец лирического произведения нового типа.
Лирика Лермонтова с ее психологизмом и небывалым до того проникновением во внутренний мир человека оказала огромное влияние на всю последующую поэзию. Ее пафос, насыщенная образность явились тем источником, к которому обращались многие поэты и прозаики XIX и XX веков.