Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» (восприятие, истолкование, оценка)»

С именем М. Ю. Лермонтова связано появление в русской поэзии символического изображения природы. Образы природы, сохраняя видимую конкретность, одновременно указывают на иную, высшую реальность, составляющую главный смысл душевной жизни поэта. В этом отношении стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» является одним из самых характерных.

При первом же чтении бросается в глаза отсутствие реалистической картины природы. В стихотворении перемешаны и климаты, и времена года. Кажется, что Лермонтов воспринимает окружающий его мир с непосредственностью и наивностью ребёнка. Многообразие деталей носит не конкретно-реалистический, изобразительный, а выразительный условно символический характер. Нельзя представить себе картину природы, в которой были бы совмещены «желтеющая нива», «малиновая слива» и «ландыш серебристый». Однако то, что является несовместимым во внешнем мире, оказывается совместимым в мире внутреннем. Это является одним из важнейших особенностей поэтического мировосприятия поэта. Принципы, по которым происходит отбор, и группировка лермонтовских образов определяются законами его души. Поэтому все предметы, окружающие человека, — это символы, указывающие на идеал. Идея духовного восхождения пронизывает всё стихотворение. Лирический герой находится в поиске высшей гармонии, стремится преодолеть пустоту и одиночество через восстановление утраченного единства с Богом.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» имеет интересную внешнюю форму. Оно представляет собой сложное предложение, которое характеризуется полнотой и законченностью выражения мысли. Для про изведения характерна специфическая интонации, нити рая делит его на две части — повышение и пониженно интонации. Первые три строфы соответствуют приди точной части сложного предложения и читаются с вое ходящей интонацией. Понижение охватывает четвертую, заключительную строфу, которой соответствует главная часть предложения. Наряду с интонационными изменениями в лермонтовском стихотворении есть и смысловая градация, возрастание степени одушевления природы.

В первой строфе природа отделена от лирического героя, она предстает как нечто внешнее. Но уже здесь это не мёртвый пейзаж, а одушевленная яркая жизнь:

Когда волнуется желтеющая пина,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка…

Во второй строфе мы видим переход к очеловечиванию природы. Здесь природа вступает в диалог с лирическим героем. Преодоление одиночества становится возможным.

Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль в утра час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…

Важно отметить, что в других стихотворениях Лермонтова лирический герой остаётся внешним наблюдателем гармонии, царящей в мире.

В третьей строфе на смену бессловесному диалогу приходит речевое общение: «…студёный ключ… // Лепечет мне таинственную сагу…».

Чувство одиночества, разъединённости с миром и связанные с этим тревога и печаль уходят в сторону благодаря исполненному любви обращению к нему природы. Поэт показывает изменение настроения лирического героя через краткое описание его внешности и души:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе…

Лирического героя охватывает ощущение гармонии с миром. «Счастье на земле» и чувство близости к Богу оказывается для него тесно связанными. Герой ощущает себя частью великого целого.

Прежде чем постичь Бога, лирический герой любуется лесом, нивой, ландышем, ключом. Их жизнь, разум — это воплощение высшей реальности, обращённой к человеку множеством своих ликов. В стихотворении Лермонтова мы находим не просто слово о Боге, но его присутствие в мире. Красота и многообразие русской природы видится поэту как отражение божественного начала.

Теперь вернемся к особенностям лермонтовской поэтики. В стихотворении нет отвлечённой пышности. Поэт стремится к скромности и конкретности образов. Описание средней полосы России: нивы, леса, сливы, ландыша — разворачивается в живописную красочную картину.

Развитие стихотворения можно рассматривать сразу с нескольких сторон. Во-первых, перед нами раскрывается последовательность действий. Сначала олицетворение неодушевлённых предметов начинается очень осторожно. Но уже со второй строфы действие становится активным и эмоционально окрашенным. В этом смысле третья строфа является кульминацией.

Во-вторых, обращает на себя наше внимание изменение цветовой палитры. В первой строфе преобладают цветовые эпитеты, которые ко второй строфе меняются на свет: «час златой», «ландыш серебристый». В третьей строфе остаётся только не цветной эпитет — «студеный ключ». Словосочетания «смутный сон», «таинственная сага» вносят в стихотворение некую загадочность и таинственность.

Каждая строфа — это особая точка зрения лирического героя на мир. В начале стихотворения описание ведется объективно, со стороны. Вторая строфа раскрывает субъективное восприятие окружающего мира. В третьей и, конечно, в четвертой строфах душа человека выдвигается на первый план.

Стихотворение охватывает различные времена года. В конце лета «волнуется желтеющая нива», весной распускается ландыш. Описываемый в стихотворении момент времени нельзя точно определить, он не зафиксирован поэтом. В третьей строфе вообще нет никаких времени их указателей: «смутный сон» выводит мысль лирического героя, а вслед за ним и читателя, за пределы нремони. Чувства героя обобщены и находятся вне нремпшых |>лмш-,.

В стихотворении последовательно мсиж к и ихмпт про странства. Если в первой строфе перед нами ржкриилгт ся широта русских просторов, то во второй строфе онл ремко сжимается. Взгляд лирического героя обращён на малеш. кий куст, «росой обрызганный душистой», и ландыш. К третьей строфе пространство более не сужается, а как бы прорывается вместе со студёным ключом. Движение воды, движение мысли и чувства человека соединяются п один поток. Ключ, играя по оврагу, «лепечет» лирическому ге рою о том, что видел. «Таинственная сага» «про мирный край» и разнообразие окружающей природы помогают лирическому герою обрести веру в красоту и гармонию. В первых трёх четверостишиях лермонтовскому герою раскрылся мир, в конце стихотворения он пришёл к осознанию себя и Бога:

И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.

На первый взгляд, последние строки — это антитеза земли и небес. Однако движение мысли на протяжении всего стихотворения приводит нас к выводу, что земля и небо — единое целое, а человек в нём занимает своё место.