С именем М. Ю. Лермонтова связано появление в русской поэзии символического изображения природы. Образы природы, сохраняя видимую конкретность, одновременно указывают на иную, высшую, реальность, составляющую главный смысл душевной жизни поэта. В этом отношении стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» является одним из самых характерных.
При первом же чтении бросается в глаза отсутствие реалистической картины природы. В стихотворении перемешаны времена года. Кажется, что Лермонтов воспринимает окружающий его мир с непосредственностью и наивностью ребёнка. Многообразие деталей носит не конкретно-реалистический, изобразительный, а выразительный, условно символический характер. Нельзя представить себе картину природы, в которой были бы совмещены «желтеющая нива», «малиновая слива» и «ландыш серебристый». Однако то, что является несовместимым во внешнем мире, оказывается совместимым в мире внутреннем. Это является одной из важнейших особенностей поэтического мировосприятия Лермонтова. Принципы, по которым происходит отбор и группировка лирических образов, определяются законами, по которым живёт душа поэта. Поэтому все предметы, окружающие человека, — это символы, указывающие на идеал. Идея духовного восхождения пронизывает всё стихотворение. Лирический герой находится в поиске высшей гармонии, стремится преодолеть пустоту и одиночество через восстановление утраченного единства с Богом.
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» имеет интересную внешнюю форму. Оно представляет собой сложное предложение, которое характеризуется полнотой и законченностью выражения мысли. Для произведения характерна специфическая интонация, которая делит его на две части — с повышением и понижением интонации. Первые три строфы соответствуют придаточной части сложного предложения и читаются с восходящей интонацией. Понижение охватывает четвёртую, заключительную, строфу, которой соответствует главная часть предложения. Наряду с интонационными изменениями в лермонтовском стихотворении есть и смысловая градация, возрастание степени одушевления природы.
В первой строфе природа отделена от лирического героя, она предстает как нечто внешнее. Но уже здесь это не мёртвый пейзаж, а одушевлённая, яркая жизнь: «нива волнуется», «лес шумит», «слива прячется в саду»…
Во второй строфе происходит переход к очеловечиванию природы. Здесь природа вступает в диалог с лирическим героем. Преодоление одиночества становится возможным:
…Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
Важно отметить, что в других стихотворениях Лермонтова лирический герой остаётся внешним наблюдателем гармонии, царящей в мире.
В третьей строфе на смену бессловесному диалогу приходит речевое общение: «…студёный ключ… // Лепечет мне таинственную сагу…»
Чувство одиночества, разъединённости с миром и связанные с этим тревога и печаль уходят в сторону благодаря исполненному любви обращению к нему природы. Поэт показывает изменение настроения лирического героя через краткое описание его внешности и души:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе…
Лирического героя охватывает ощущение гармонии с миром. «Счастье на земле» и чувство близости к Богу оказывается для него тесно связанными. Герой ощущает себя частью великого целого.
Прежде чем постичь Бога, лирический герой любуется лесом, нивой, ландышем, студёным ключом. Их жизнь, «разум» —это воплощение высшей реальности, обращённой к человеку множеством своих ликов. В стихотворении Лермонтова мы находим не просто слово о Боге, но его присутствие в мире. Красота и многообразие русской природы видятся поэту как отражение божественного начала.
В стихотворении нет отвлечённой пышности. Поэт стремится к скромности и конкретности образов. Описание средней полосы России: нивы, леса, сливы, ландыша — разворачивается в живописную красочную картину.
Развитие стихотворения можно рассматривать сразу с нескольких сторон. Во-первых, перед нами раскрывается последовательность действий. Сначала олицетворение неодушевлённых предметов начинается очень осторожно. Но уже со второй строфы действие становится активным и эмоционально окрашенным. В этом смысле третья строфа является кульминацией.
Во-вторых, обращает на себя внимание изменение цветовой палитры. В первой строфе преобладают цветовые эпитеты, которые ко второй строфе меняются на свет: «час златой», « ландыш серебристый ». В третьей строфе остаётся только не цветной эпитет — « студёный ключ». Словосочетания «смутный сон», «таинственная сага» вносят в стихотворение некую загадочность и таинственность.
Каждая строфа — это особая точка зрения лирического героя на мир. В начале стихотворения описание ведётся объективно, со стороны. Вторая строфа раскрывает субъективное восприятие окружающего мира. В третьей и, конечно, в четвёртой строфах душа человека выдвигается на первый план.
Стихотворение охватывает различные времена года. В конце лета «волнуется желтеющая нива», весной распускается ландыш. Описываемый в стихотворении момент времени нельзя точно определить, он не зафиксирован поэтом. В третьей строфе вообще нет никаких временных указателей: «смутный сон» выводит мысль лирического героя, а вслед за ним и читателя, за пределы времени. Чувства героя обобщены и находятся вне временных рамок.
В стихотворении последовательно меняется охват пространства. Если в первой строфе перед нами раскрывается широта русских просторов, то во второй строфе она резко сжимается. Взгляд лирического героя обращён на маленький куст, «росой обрызганный душистой », и ландыш. К третьей строфе пространство более не сужается, а как бы прорывается вместе со студёным ключом. Движение воды, движение мыслиичувства человека соединяются в один поток. Ключ, играя по оврагу, «лепечет» лирическому герою о том, что видел. «Таинственная сага» «про мирный край» и разнообразие окружающей природы помогают лирическому герою обрести веру в красоту и гармонию. В первых трёх четверостишиях лермонтовскому герою раскрылся мир, в конце стихотворения он пришёл к осознанию себя и Бога:
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
На первый взгляд, последние строки — это антитеза земли и небес. Однако движение мысли на протяжении всего стихотворения приводит нас к выводу, что земля и небо — единое целое, а человек в нём занимает своё место.