Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» (восприятие, истолкование, оценка)»

Жизнь М. Ю. Лермонтова была недолгой, она трагически оборвалась, когда поэту было всего двадцать семь лет. Однако за свою короткую жизнь он успел создать множество замечательных лирических произведений, благодаря которым его имя навсегда вписано в историю русской литературы.
В творчестве поэта принято выделять несколько мотивов, среди которых три являются основными: мотив свободы, мотив борьбы и мотив одиночества.
В целом для творчества Лермонтова мотив одиночества очень характерен. Он присутствует в таких стихотворениях, как «И скучно и грустно…», «Утес», «Листок» и многих других.
Это касается и стихотворения «Парус». Примечательно, что в этом стихотворении сочетаются два мотива — мотив борьбы и мотив одиночества.
Стихотворение «Парус» строится при помощи приема антитезы. Картина безмятежного, спокойного и светлого
моря противопоставляется аллегорическому образу паруса, который в своих бесприютных скитаниях по свету ищет «бурь» и «борения».
Уже в первых строках стихотворения возникает романтический образ лирического героя. И в первых же строках появляется мотив одиночества.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
Романтический герой Лермонтова всегда странник. Он скитается по свету в поисках применения своих необъятных сил. В мире обычных и часто пошлых людей ему скучно, он не может жить бытовыми проблемами, его влечет неизведанное. Лирический герой осознает бесполезность и мелочность тех интересов, которыми живет подавляющее большинство людей. Он не похож на них. И в этом состоит как источник его вдохновения, так и страдания. Его одиночество фатально, оно не вызвано какими-то конкретными причинами, оно является следствием самой природы его характера. Задаваясь вопросом, какова причина странничества «одинокого паруса», Лермонтов отметает обычные человеческие побуждения «поисков»:
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит…
Ему не нужно то, к чему стремится большинство людей. Его мятежной душе требуется постоянное борение, преодолевание как окружающей стихии, так и самого себя, своих «природных» возможностей:
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
В кульминации стихотворения словно возникает изумленный, недоумевающий возглас стороннего «зрителя», обыкновенного человека:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Но не покой нужен герою Лермонтова. Покой для него равноценен смерти. Жизнь в его понимании есть в первую очередь движение и борьба. Со стихией романтический герой чувствует определенное родство. В последних двух строках противопоставление доведено до своего логического завершения. «Буря» и «покой» выступают как своего рода символы, обозначающие разные способы жить и ощущать мир.
При общей строгости поэтического языка, Лермонтов использует в стихотворении такие приемы, как олицетворения («парус одинокий», «а он, мятежный»), развернутые сравнения («как будто в бурях есть покой», «под ним струя светлей лазури»), метафоры («в тумане моря голубом», «луч солнца золотой»).
Итак, в стихотворении «Парус» дан аллегорический образ романтического героя, чей душевный склад сродни стихии, которая его окружает. Одиночество и трагическая отъединенность от остального мира воспринимаются героем как естественное состояние, а приверженность сильным страстям — как неизбежное следствие внутренней силы и энергии, не находящей себе применения. Благополучный мир обычных людей кажется такому герою скучным и лишенным привлекательности. Стихийный бунт против сонного существования обывателей — одна из характерных черт лирического героя данного произведения.
Творчество Лермонтова оказало огромное влияние на всю русскую литературу. Его лиризм, глубина и невиданное до того проникновение в психологию персонажей и лирического героя являются одним из самых значительных «открытий» всего XIX века.