Лирика М. Ю. Лермонтова — одно из самых замечательных и вместе с тем до конца не разгаданных явлений русской литературы XIX века.
Творчество поэта необычайно широко по тематике. Однако в нем, помимо множества мотивов, выделяются две основные темы. Это тема поэта и поэзии и тема родины.
Тема родины красной нитью проходит через все творчество Лермонтова. С одной стороны, он создает произведения, в которых, отрицая «светское общество» и его законы, с большим интересом и уважением относится к жизни простого народа, в которой он видит источник как исторических, так и культурных свершений нации. Вместе с тем поэт не мог не видеть того подспудного, скрытого напряжения, которое зрело в обществе. Он пытался увидеть, к чему это может привести, предупредить, какими последствиями обернется безответственность власть имущих в будущем.
Характернейшим примером может служить стихотворение «Предсказание».
Стихотворение написано под впечатлением крестьянских восстаний в России, усилившихся в 1830 г. в связи с эпидемией холеры. Выражение «черный год» — широко распространенное в литературе XVIII—XIX вв. обозначение «пугачевщины». В автографе Лермонтова того времени содержалась приписка: «Это мечта».
Вместе с тем в свете событий XX века стихотворение Лермонтова стало трактоваться едва ли не как прямое предсказание будущего. Действительно, и падение «короны», и «России черный год», и голод, и «низвергнутый закон», не защищающий ни «невинных жен», ни детей — все почти дословно сбылось в русской революции. В особенности это касается строк о том, что
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож:
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
Если же оставить в стороне рассуждения о «мистическом даре» и «ясновидении», то следует отметить следующие важнейшие черты мировоззрения поэта, отразившиеся в данном стихотворении.
Во-первых, несмотря на то, что Лермонтов выступал против самодержавия в том виде, в каком оно существовало в николаевскую эпоху, он вместе с тем понимал, что безвластие и анархия — зло еще более страшное. В этом поэт во многом смыкается с Пушкиным в его взглядах на то, что «не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Во-вторых, по убеждению поэта, вместе с «короной царей» падет и закон. Революция, бунт, сметает с лица земли старый порядок, но вместе с тем не создает нового. Безвластие и беззаконие — непременные спутники любой попытки революционного переустройства мира, а отсюда — страдания и смерть «невинных». Характернейшим примером таких событий могли являться не только русские бунты (от разинской и пугачевской «вольницы» до холерных бунтов), но и Великая французская революция.
В-третьих, наиболее интересным является то, что Лермонтов подмечает неразрывную взаимосвязь между бунтом (насилием) и отрицанием христианских ценностей. Насилие способно породить только насилие. При этом тот, кто принес насилие в мир, сам же неизбежно’ падет его жертвой. Но главная опасность не в этом. Весь метафорический и образный строй стихотворения напоминает описание апокалипсиса, т. е. конца света (как он описан в «Откровении» Иоанна). «Конец света» для Лермонтова — это конец христианской цивилизации, крушение христианских ценностей. «Мощный человек» — это не кто иной, как антихрист. Не случайно он здесь назван именно «человеком». Это «человекобог», человек, восставший против Бога и занявший его место. Новый закон — это воля человеко- бога, выраженная в образе «булатного ножа» (примечательно, что впоследствии «нож» — один из наиболее часто встречавшихся образов-символов в революционной поэзии). Именно об опасности «переоценки всех ценностей» говорит Лермонтов в завершающих строках своего стихотворения:
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
В образе нового человекобожества помимо апокалиптической атрибутики, присущей демонам и самому князю тьмы, просматривается и другой признак — «возвышенное чело». Вероятно речь идет о том, что стремления и провозглашаемые цели нового миропорядка будут весьма возвышенны (напр., идея «светлого будущего»). Вместе с тем «возвышенное» можно прочитать и в значении «возвеличенное», «поднятое выше всего остального» — т. е. в данном случае речь идет о пришествии тирана под маской человекобожества.
Итак, стихотворение Лермонтова «Предсказание» является не только картиной предполагаемого будущего, но и взглядом поэта на современную ему действительность. Он пытается показать, что ждет страну, если в ее жизни не будут проведены определенные перемены, что случится, если жизнь в ней по-прежнему будет строиться на нещадном угнетении и подавлении большей части населения. Лермонтов также сумел разглядеть в русской национальной традиции определенную склонность к «богоборчеству», бунту против устоев, против миропорядка как такового, стремление заменить волю Бога на своеволие человека — все то, что затем подробно будет исследовать в своих произведениях Ф. М. Достоевский.
Творчество Лермонтова было значительной вехой в развитии русской литературы. Оно оказало огромное влияние на писателей и поэтов, которые шли следом.