Лирика М. Ю. Лермонтова — одно из самых замечательных явлений русской литературы XIX века.
Творчество поэта необычайно широко по тематике. Однако в нем, помимо множества мотивов, выделяются две основные темы. Это тема поэта и поэзии и тема родины.
Для темы родины характерно в первую очередь то, что автор, отрицая современную ему действительность, «светскую» жизнь, в которой сильная, высокоразвитая личность не может проявить себя, вместе с тем с большим интересом и уважением относится к жизни простого народа, в которой он видит источник как исторических, так и культурных свершений нации.
Характернейшим примером может служить стихотворение «Родина».
В нем с особой яркостью проявились взгляды поэта на то, что является истинной ценностью страны, в чем состоит основа патриотического чувства.
Проблематика стихотворения обозначается уже в первых его строках. Лермонтов отмежевывается от расхожего представления о любви к родине, утверждая, что его «странная любовь» к стране покоится не на восхищении ее боевым прошлым («слава, купленная кровью»), не на любовании «темной старины заветными преданьями».
Развивая свою мысль, автор перечисляет, что же именно нравится ему в родной стране. Он словно нащупывает то главное, что питает его патриотические чувства.
Примеры, приводимые Лермонтовым, сознательно снижены, они нарочито обыденны и непоэтичны. Это и «в степи ночующий обоз», и «огни печальных деревень», и «дымок спаленной жнивы», и «полное гумно», и «изба, покрытая соломой». Однако эти прозаические образы подводят автора к главному. У предметов, которыми восторгается поэт, есть одна общая черта — они являются произведением рук и ума простого народа. Именно образ простого народа возникает в конце стихотворения, как логическое завершение целого ряда предметов, вызывающих симпатию автора.
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Народ, создавший все эти замечательные вещи, не может быть злым, завистливым или угрюмым, и уж, конечно, после трудов праведных вполне заслужил право на отдых и веселье. Картины природы, которые Лермонтов приводит в стихотворении, имеют не только описательное назначение.
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…
В описаниях родной природы поэт в первую очередь видит проявления русского национального характера и подчеркивает именно эти черты. Он ценит чистоту и непосредственность, внутреннюю цельность национального характера, мир, далекий от цивилизации и близкий простой патриархальной жизни, к которой ближе всего стоит крестьянская, деревенская Россия.
Вместе с тем, отдаленность от цивилизации для Лермонтова это еще и отдаленность от «высшего света» с его порочной жизнью, завистью, злобой, неестественностью. Таким образом, подспудно в стихотворении противопоставляются и два способа жизни — тот, которым живет «высшее общество», и жизнь простых людей.
Интересно использование Лермонтовым в стихотворении художественно-изобразительных средств. В частности, в нем применен прием, называющийся анафора, представляющий собой повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы. Перечисляя вначале то, что не трогает его сердца, а затем то, что особенно нравится, Лермонтов сознательно выстраивает однотипные конструкции, и это в конечном итоге становится мощнейшим художественно-изобразительным средством. Поэтический язык стихотворения очень насыщен. В нем используются сравнения («разливы рек, подобные морям»), метафоры («вечером росистым», «взором медленным», «заветные преданья»), олицетворения («ночующий обоз», «чета белеющих берез», «печальные деревни»), эпитеты («спаленная жнива», «отрадное мечтанье», «холодное молчанье»).
Итак, в стихотворении «Родина» наиболее ярко отразились взгляды поэта на родную страну, а также на те ценности, которые являются главными, основополагающими. По мнению Лермонтова, такой главной ценностью является живая жизнь народа, его сила духа, стремление к естественному, свободному и радостному бытию. Именно из этого — из духовного здоровья народа, его природной силы рождается и великое прошлое, и «старины заветные преданья», так как истинным творцом истории и культуры является именно народ.