Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» (восприятие, истолкование, оценка)»

Лирика М. Ю. Лермонтова — одно из самых замечательных явлений русской литературы XIX века.
Творчество поэта необычайно широко по тематике. Однако в нем, помимо основных тем, выделяется еще множество мотивов. Наиболее значительными из них являются мотив странничества, мотив одиночества, мотив борьбы.
С особой яркостью мотивы одиночества и странничества выразились в стихотворении «Тучи».
По воспоминаниям современников поэта, в частности, В. А. Соллогуба, стихотворение было написано Лермонтовым в день отъезда из Петербурга на Кавказ во вторую ссылку, в апреле 1840 года, у Карамзиных, где собрались друзья и приятели, чтобы проститься перед разлукой.
Несмотря на то, что стихотворение (как и многие другие у Лермонтова) было написано «на случай», оно поражает своими глубиной и психологизмом.
В произведении возникает аллегорический образ туч. Они, подобно изгнаннику, мчатся «с милого севера в сторону южную». Лирический герой обращается к ним, пытаясь понять причину их вечного странствования. Однако это лишь внешняя сторона конфликта. Внутренний же конфликт состоит в мысли о трагической разобщенности природы и человека. Она раскрывается в ряде намеков, недоговоренных, хотя и видимых антитез: свободная природа — и скованный властью поэт-изгнанник, холодность и пламенность, бесчувствие и страдание. Через все стихотворение проходит мысль, что поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство.
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Печалью, болью за «нивы бесплодные», за человеческие страдания овеяна каждая строка стихотворения. Произведение (как и стихотворение «Родина») построено на движении психологических состояний, соответствующих движению изгнанника — «с милого севера в сторону южную». В том же направлении мчатся («степью лазурною, цепью жемчужного») чуждые страстей облака. Их эфемерный, летучий образ (как и «дрожащие огни печальных деревень») наводит поэта на мысль об истинной сущности духовных ценностей, земных привязанностей, о непреодолимости «несвободы».
Риторические вопросы, обращенные к тучам во втором четверостишии, по существу, говорят о причинах изгнания самого лирического героя.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Именно его гонят в далекий путь перечисленные причины. Его исстрадавшаяся душа жаждет покоя и забвения.
Он даже немного завидует им, но одновременно понимает, что для человека подобная холодная бесстрастность невозможна, для человека она равносильна смерти. Это нечеловеческое, непостижимое бытие. У человека, каким бы он ни был независимым, есть «корни»: дом, семья, друзья — все то, что и составляет такое понятие, как «родина».
Итак, в стихотворении «Тучи» с особой силой звучат мотивы странничества и изгнанничества. Противопоставляя мир людей и мир природы, Лермонтов подчеркивает их трагическую разобщенность, фатальную обреченность человека жить страстями и привязанностями, любить и страдать, стремиться к счастью и ненавидеть.
Данные мотивы являются сквозными для всего творчества Лермонтова, которое оказало огромное влияние не только на его современников и друзей по литературному цеху, но и на всю русскую литературу.