М. Ю. Лермонтов является одним из тех поэтов, в чьем творчестве с особой силой выразились свободолюбие, неприятие крепостнической действительности, тоска из-за невозможности в современных условиях реализовать свои силы и возможности.
Одним из характерных произведений является стихотворение «Узник».
Данное произведение было написано Лермонтовым во время пребывания под арестом за стихотворение на смерть Пушкина («Смерть поэта», февраль 1837). Его родственник и близкий друг А. П. Шан-Гирей вспоминает, при каких обстоятельствах был написан «Узник»: «Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько пьес, а именно: «Когда волнуется желтеющая нива», «Я, матерь Божия, ныне с молитвою», «Кто б ни был ты, печальный мой сосед», и переделал старую пьесу «Отворите мне темницу». Стихотворение 1832 года «Желание» («Отворите мне темницу…») действительно послужило Лермонтову материалом для «Узника», но было при этом коренным образом переработано.
Сравнивая лермонтовское стихотворение с пушкинским «Узником», можно заметить характерные отличия лермонтовского стиля и мировоззренческой позиции.
У Пушкина основным препятствием к обретению свободы была проблема внутреннего характера, ключом к пониманию которой была фраза «вскормленный в неволе орел молодой». Несвобода рассматривалась в первую очередь в качестве внутреннего препятствия, неспособности лирического героя воспринять законы вольного бытия своих собратьев. У Лермонтова акцент смещается с внутренней коллизии на конфликт между внутренней потребностью в свободе и внешним препятствием. Преграда у него не внутри человека, а «снаружи» и продиктована вполне материальными причинами: крепкие засовы, часовой.
У Пушкина весь тон стихотворения исповедально-ли- рический, у Лермонтова стихотворение приобретает дополнительный оттенок: возникает стилизация под народную песню. Такие песни существовали на Руси издавна и носили название «тюремных» или «каторжных». Мотив пугачевско-разинской «вольницы» входит в ткань произведения вместе с жанровыми особенностями этих песен. Кроме того, обращаясь к фольклорной традиции, Лермонтов как бы подчеркивает извечный характер изображаемого в стихотворении конфликта.
Есть в данном стихотворении и еще один пласт. Дело в том, что в нем ощущается явный диссонанс между формой и содержанием. Быстрый, радостный, хореический размер вступает в противоречие с содержанием: тоской лирического героя о свободе и осознанием невозможности ее обрести. В этом противопоставлении скрыт подтекст, содержащий одну из главных мыслей всего творчества Лермонтова: полный сил и стремления жить герой не может найти себе применения в окружающей действительности, которая для всех его порывов и стремлений становится воплощенной тюрьмой, проклятым застенком, из которого нет исхода.
Итак, в стихотворении «Узник» отразились взгляды поэта на природу и свободу творчества. Противопоставляя сковывающие человека условности, символически представленные в произведении тюремными застенками, и волю, простор, Лермонтов утверждает право человека на свободу выбора, говорит о том, что только свободный человек может быть счастлив.
Свободолюбивая лирика Лермонтова оказала огромное влияние на всю последующую поэзию. Ее пафос, насыщенная образность явились тем источником, к которому обращались многие поэты и прозаики XIX и XX веков.