М.Ю. Лермонтов умер рано, не дожив даже до 27 лет. Творческий гений его не успел раскрыться полностью и оправдать тех великих надежд, которые возлагала на него русская литература. Однако и то, что осуществил поэт, оставило глубокий след в истории литературы и поставило Лермонтова в один ряд с величайшими русскими писателями. Поэзия Лермонтова поражает глубиной мысли и прелестью формы. Это ее основные свойства и бесценные достоинства. Эти свойства ее были ясны уже современникам и, в частности, великому критику Белинскому, который дает такую оценку поэзии Лермонтова: «…Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в душе — в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души…»
Через все творчество Лермонтова проходит тема одиночества, которое испытывал поэт. Это чувство нашло воплощение в своеобразных пейзажных зарисовках. В стихах его возникают образы сосны, тоскующей о пальме — о несбыточном счастье; одинокого утеса, от которого утром умчалась «тучка золотая»; одинокого дубового листка, который оторвался от ветки родимой и нигде не находит приюта. Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова — о роли природы в духовной жизни человека. Поэт испытывает воздействие умиротворяющих картин — румяного вечера, «златого» утреннего часа, когда волнуется нива, кивают головой ландыши, играет по оврагу ключ.
Но Лермонтов, ощущая трагический характер своего одиночества, порой не чувствует слияния и с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу», принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики.
Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит» — поэт противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, которые вносят контраст в гармонию вселенной:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Эти простые и четкие слова, в которых, за их прямотой и ясностью, скрывается большая, но сдержанная тревога, вызывают такие же лаконичные ответы:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть.
Система риторических вопросов и восклицаний представляет нам замкнутый, безнадежный диалог человека с самим собой. Обращаясь к самому себе, отвечая самому себе, человек не обнаруживает в своей душе ни жалости к прошлому, ни надежды на будущее. Поэту «больно и трудно» жить в мире, он устал, смерть представляется ему выходом из замкнутого круга бесполезной и утомительной борьбы. Свобода, о которой мечтает поэт, ассоциируется с уходом из жизни:
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть! —
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть.
Чтоб в груди дремали жизни силы…
При всей тяжести существования, при всех ударах жизни поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют силы жизни в его груди, еще дорог ему сладкий голос песен, еще дышит в его груди любовь:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея.
Про любовь мне сладкий голос пел…
Сквозь тишину ночи раздается голос поэта, протестующего против вечного сна- смерти, который ему словно предложен засыпающей природой. Образ «темного дуба», появляющегося в финале стихотворения, выступает символом вечного обновления жизни.
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» показана красота окружающего мира. Мир принимается Лермонтовым, но лишь в согласии любви, свободы и покоя. Состояние души уподоблено гармонии природы. Поэт отвергает смерть, потому что трепет жизни для него прекрасен и таинствен. И потому просветление, а не горечь несет читателю это грустное стихотворение. В нем в полной мере проявилось мастерство поэта. Особую выразительность стихотворению придают перекличка вопросов и ответов, повтор выражений, неизбежный в диалоге даже с самим собой. Интересна особая усиленная нагрузка немногочисленных эпитетов: кремнистый путь, сиянье голубое, сладкий сон, темный дуб. Они конкретны и вместе с тем ассоциативно богаты. Особенно интересно определение «холодный сон могилы», синонимичный ряду слов: мрачный, безжизненный. Глаголы забыться и заснуть в выражении: «Я б хотел забыться и заснуть!» становятся практически синонимами. «Забыться» употреблено в значении — позабыть об окружающем, отвлечься от действительности, а «заснуть»- погрузиться в сон, сохранить способность слышать звуки, наслаждаться ими. Это жизнеутвер- ждение составляет доминанту лирики Лермонтова. Вспомним стихотворение «Мой дом»:
Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен.
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.
Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина. Творчество Пушкина оказало большое воздействие на прозу и поэзию Лермонтова. Многие мотивы сближают лирику этих двух великих поэтов. Например, понимание природы как силы, которая вносит в душу покой и умиротворение. Так, лирический герой стихотворения «Выхожу один я на дорогу» видит пейзаж глазами религиозного человека: «пустыня внемлет Богу», небо для него «торжественно и чудно». Именно в небесах лирический герой ищет «свободы и покоя». Эта тема звучала и в творчестве А.С. Пушкина («Монастырь на Казбеке», «Пора, мой друг, пора!..»). Для обоих поэтов символом вечности был дуб. У Лермонтова: «…вечно зеленея, / Темный дуб склонялся и шумел», а у Пушкина в стихотворении: «Брожу ли я…»: «дуб уединенный… пережил он век отцов». Лирические герои находятся в гармоний с природой, они являются ее неотъемлемой частью.