Среди ранних произведений М.Ю. Лермонтова начала 30-х годов XIX века обращает на себя внимание читателя целый цикл стихотворений, посвященных Н.Ф.И. — Наталье Федоровне Ивановой, дочери московского драматурга Ф.Ф. Иванова. Чувство юноши было глубоким и сильным, хотя и кратковременным. Испытывая в начале 30-х годов сильное влияние поэзии Дж. Байрона, Лермонтов воссоздает в своих ранних произведениях индивидуалистический характер романтического героя. Его лирическому герою свойственны внутренние противоречия, непонимание его обществом, обреченность на одиночество. В любви для него также характерны драматические переживания: мотив измены любимой, гибели, одиночества бунтующей, непонятой души. Таково и стихотворение «Я не унижусь пред тобою…», написанное в 1832 году. Как юный максималист, автор не знает компромиссов: любимая для него либо возвышенная душа — ангел, либо воплощение коварства и лживости, свойственных «высшему свету». И стихотворение проникнуто драматическими переживаниями расставания с любимой девушкой. Исповедь лирического героя — это своего рода лирический дневник поэта, отражение его мироощущения. Оскорбленный в лучших чувствах, герой упрекает девушку в несбыточности своих ожиданий, в том, что напрасны были его надежды.
Как знать, быть может, те мгновенья.
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Единственной высшей ценностью жизни поэт считает свободу:
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам…
… Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
Он видит в героине только лицемерие и притворство, которые не сразу ему открылись:
Зачем ты не была сначала
Какою стала наконец!
Это оказывает влияние и на его новое отношение к миру и женщинам:
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем…
…Начну обманывать безбожно…
Отсюда уже недалеко до зрелого поэта, до Печорина и «Думы», где разочарование героя в жизни, его душевная пустота — только следствие «неверием осмеянных страстей» («Дума», 1838). Его разочарование в любви объяснимо и не может не вызывать сочувствие:
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Гордость лирического героя, его трагическое одиночество — все это предпосылки для возникновения «героя нашего времени», холодного, черствого душою, но в то же время страдающего от бесцельности собственного существования. Последние строчки написаны человеком повзрослевшим, уже более прозаично и трезво взглянувшим на свои юношеские заблуждения.
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец! — лишний раз пожать!
Героиня не оценила по достоинству искренность и силу чувств поэта, он с горечью осознал это и теперь, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным. Стихотворение «Я не унижусь пред тобою» — это драматический монолог гордой отвергнутой души. Поскольку это взволнованная интимная лирическая исповедь, то здесь очень немного традиционных художественных средств: эпитетов, метафор. Здесь применяются скорее риторические приемы речи, обращенные к восприятию читателя: риторические вопросы, восклицания. Конечно, проявляется и максимализм мышления лирического героя, для чего используются гиперболы:
Я целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Автор использует синтаксические повторы, параллели («И так я слишком долго видел… — и так пожертвовал я годы…»; «Зачем так нежно обещала… — Зачем ты не была сначала…»).
Все эти языковые особенности произведения, даже отсутствие деления на строфы, подчинены главной цели автора — создать взволнованный лирический монолог, наполненный глубоким чувством. И стихотворение «Я не унижусь пред тобою», несмотря на то, что это раннее стихотворение поэта, можно смело назвать шедевром интимной лирики поэта.