Стихотворение Б.Л.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..» посвящено природе.
М.Цветаева писала о Пастернаке: «Его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вздохнул, втянул ее всю… и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает ее, но никогда не выдохнет».
В этом стихотворении поэт передает ту тонкую грань, когда зимний месяц февраль начинает уступать место весне. Но лирический герой, видимо, больше любит зиму, от того и получились строки;
Февраль. Достать чернил и плакать!..
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Но все же первое весеннее чувство, которое просыпается еще в феврале берет верх и потому хочется:
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
В этом стихотворении все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого движения, и мы сами, того не подозревая, становимся участниками, свидетелями этого сказочного действия.
Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени (сорвутся, обрушат).
Это стихотворение очень эмоционально, последние его строки — это уже гимн весне:
Под ней проталины чернеют
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Весна — символ обновления, поэтому весной и стихи «слагаются навзрыд».
В стихотворении используются интересные метафоры, эпитеты и сравнения: «грохочущая слякоть», «как обугленные груши», «ливень еще шумней чернил и слез», «обрушат сухую грусть на дно очей», что, несомненно, придает стихотворению яркую индивидуальность.
Эмоциональность, чувства лирического героя отражает также и звуковая организация стиха.