Вы находитесь: Главная страница> Жуковский Василий> Стихотворение В.А. Жуковского «Море» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение В.А. Жуковского «Море» (восприятие, истолкование, оценка)»

Василий Андреевич Жуковский — русский поэт-романтик, стоящий у истоков отечественной литературы. Широко известны и до сих пор популярны его баллады и переводы зарубежных поэтов.
Одним из самых совершенных стихотворений, созданных Жуковским, является элегия «Море». Об этом стихотворении восторженно отзывались современники поэта, в частности, Александр Сергеевич Пушкин.
Жанр стихотворения определен автором как элегия. Элегия является традиционным жанром романтической поэзии. В центре ее, как правило, находятся грустные размышления поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире. Таково и стихотворение Жуковского «Море».
Стихотворение начинается картиной «безмолвного», «лазурного» моря, над которым, очарованный, стоит автор. Уже с первых строк стихотворения образ моря рисуется как одушевленный. «Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», — пишет поэт. Глядя на волны, на то, как море переходит от одного состояния к другому, автор находит у него много общего с человеческим внутренним миром. Ему кажется, что водная стихия отражает мятущуюся душу романтического героя. Море и человек в его восприятии объединяются. Задавая вопросы, обращенные к морю («Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?»), и призывая его открыть «глубокую тайну» свою, поэт тем самым обращается к себе, к тайникам своей души, которые для поэтов-романтиков всегда оставались загадкой. Увидеть движущие силы человеческой натуры, ощутить ее стихийную мощь, не подвластную рациональному объяснению — всегда было основной задачей романтиков. Поэт сам не знает, что движет морем, каковы причины изменения его состояний. «Иль тянет тебя из земныя неволи далекое светлое небо к себе?» — предполагает поэт, но следующей картиной сам себя опровергает. Море предстает перед ним уже не в виде «светозарной лазури», но в виде разбушевавшейся демонической силы, которая «бьется», «воет», «волны подъемлет», «рвет и терзает враждебную мглу». Побудительные причины подобного изменения для поэта непознаваемы. Человек, подобно морю, носит в себе стихию, которую представляют собой его эмоции и страсти. Они так же не подчиняются регламентации и контролю, как и морская стихия. Однако поэта не пугает непредсказуемость стихии, ее иррациональность. Напротив, он любуется этим движением, необузданным дыханием жизни. Душа человека, как полагали романтики, есть вместилище как светлых, так и темных начал. Столкновение этих начал порождает в душе человека вихрь страстей, а это, в соответствии с установками романтиков, и есть подлинная жизнь. Человека невозможно свести к некоему положительному идеалу, «нормативной личности» (что пытались, например, делать классицисты), кроющаяся в душе человека стихия нарушит любые пределы, сметет любые преграды, вставшие у нее на пути. В качестве примера не поддающейся разумному объяснению стихии романтики приводили природу, устанавливая тесную связь между ее состояниями и состояниями души человека. Романтики открыли в человеческой душе глубину, показали, что внутренний мир личности намного сложнее и многограннее предлагавшихся «идеальных схем». И стихотворение «Море» — один из ярчайших примеров тому.
Несмотря на то, что в конце стихотворения стихия успокаивается, «мгла исчезает», а «тучи уходят», поэт отмечает, что вид этой «неподвижности» обманчив. «Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, ты, небом любуясь, дрожишь за него», — завершает он свое раздумье. И именно это знание о мире и о природе имеет для него важнейшее, непреходящее значение. Под внешностью человека, под его социальной оболочкой, кроется огромный мир чувств и страстей, такой же непредсказуемый, стихийный и свободный, как природа.
Создавая стихотворение, Жуковский использовал множество художественно-изобразительных средств. Это и метафоры («лазурное море», «золотые облака», «враждебная мгла»), и риторические вопросы (по форме обращенные к морю, а по содержанию — к самому себе). Однако самым ярким и употребительным приемом в стихотворении является олицетворение. Вся картина, каждый ее элемент оказывается одушевлен, одухотворен движением и жизнью. Море — «безмолвное», оно наполнено «тревожною думой», «смятенной любовью», оно «ласкает золотые облака», «воет», «терзает враждебную мглу». Этот прием с особой яркостью воплощает идеи автора о схожести природной стихии и человека, устанавливает между ними прочную взаимосвязь.
Стихотворение В. А. Жуковского «Море» является ярчайшим примером произведения, в котором воплотились идеи романтизма и которое с необыкновенной силой и поэтичностью отразило романтический взгляд на природу и внутренний мир человека.
Творчество Жуковского в истории русской литературы представляло собой большой и важный этап ее развития. Его стихотворения и баллады оказали влияние на творчество Пушкина и других поэтов XIX столетия.