Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (восприятие, истолкование, оценка)»

Личность В. В. Маяковского всегда виделась мне гигантской, громко звучащей на весь земной шар. Поэт не умеет чувствовать «мелко» и «тихо».Необыкновенная сила чувства сквозит дажевпро- стых словах. Образы-гиганты, уверенный ритм, интонация — всё в стихотворениях подчинено мерному исполинскому шагу Маяковского по поэзии. Его лирический герой плачет морями — «слези- щами», для него мал океан и небо кажется «крохотным».
Стихотворение 1918 года «Хорошее отношение к лошадям» рисует перед нами необыкновенную поэтическую ситуацию. Простая в реальной жизни, она преображается под пером Маяковского. На улице гололед. Старая лошадь, отбивавшая копытами музыку, неожиданно «грохнулась», отчего вокруг неё собралась толпа зевак. Все, кроме лирического героя, стали смеяться над ней, и только он один ласково, по-дружески заговорил с ней. «Звериная тоска», вылившаяся из героя, — это то человеческое, светлое, гуманное, что поэт тщательно скрывает в большинстве своих стихотворений. Здесь же мы видим его внутреннюю суть — доброе сердце и нежную, ранимую душу.
Первые строки — это музыка улицы, льющаяся из-под копыт лошади. Следующие строки дают её качественную характеристику. Здесь поэт пользуется метафорическим языком в описании улицы. Как небольшие, но важные ремарки, звучат слова, вводящие читателя в поэтическую ситуацию произведения. В композиционном отношении их можно назвать экспозицией. Вслед за ней Маяковский сразу вводит завязку действия:
Лошадь на круп
Грохнулась…
Просторечное, грубое слово «грохнулась» важно, прежде всего, в интонационном плане. Продолжая ряд аллитерации, оно резко понижает интонацию, отчего чёткий ритм стихотворения прерывается долгой паузой. Но уже в следующих строках, звучащих всё с нарастающей интонацией, ритм возобновляется:
…и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились.
С этого момента начинается развитие поэтического действия. Маяковский снова и снова использует приём звукописи для передачи многоголосой улицы. Звук сбежавшейся толпы зевак передаётся поэтом глухим «ш», громкий смех, гогот людей слышен в сочетании звонкого «з» с глухим «с»:
…смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала! —
— Упала лошадь! —
— Смеялся Кузнецкий.
— Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Лирический герой противопоставляет себя злой и бездушной толпе. «Вой» всего Кузнецкого был обращён на беззащитное существо, попавшее в беду. Взгляд лирического героя встретился с взглядом лошади, полным тоски и обиды. Такое ощущение передаётся автором необыкновенно выразительно:
Подошёл и вижу —
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…
Сердце лирического героя наполнилось жалостью, сочувствием к старой беззащитной лошади. Это чувство Маяковский передаёт новой цепью аллитераций:
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
Настал кульминационный момент в развитии ситуации. Лирический герой мягко, ласково обращается к лошади, пытаясь успокоить, утешить её. Его слова содержат главную идею стихотворения. Герой своим обращением выражает мысль о том, что каждый человек, одинокий, беззащитный, чем-то напоминает лошадь, над бедой которой надсмехается толпа. Лирический герой стремится донести до читателя идею человечности. Внимание к близкому, желание прийти на помощь в любую минуту, просто теплое отношение к окружающим — вот о чём мечтает поэт.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
После слов лирического героя следует развязка действия. Лошадь встаёт на ноги и бодро шагает дальше. Может быть, ей помогли добрые слова, может, она даже не слушала их, неизвестно. Однако своего рода пролог, данный поэтом в конце стихотворения, рисует образ лошади, почувствовавшей себя весёлой и юной:
Рыжий ребёнок.
Пришла весёлая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребёнок,
и стоило жить,
и работать стоило.
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» рисует перед читателем поэтическую ситуацию, благодаря которой раскрывается неизвестная нам, скрытая от чужих глаз душевная чувствительность поэта. «Звериная тоска», вылившаяся из лирического героя при виде упавшей лошади, — вот то человеческое, светлое, гуманное, что поэт тщательно скрывает на протяжении всего своего творчества, выдвигая на первый план служение политической идее. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» перед нами предстаёт фигура «другого» Маяковского, внутреннюю сущность которого составляют доброе сердце и нежная, ранимая душа.