Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Стихотворение В. В. Маяковского «Послушайте!» (анализ, восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение В. В. Маяковского «Послушайте!» (анализ, восприятие, истолкование, оценка)»

Мы очень часто слышим знакомую с детства фразу «По­слушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?» Однако многие почему-то забывают, что это лишь начало чудеснейшего стихотворения Маяковского «По­слушайте!». Мы привыкли считать поэта певцом революции и часто забываем, что он может быть нежным, романтич­ным, даже немного сентиментальным. У него, такого жест­кого, есть стихотворения, от которых хочется плакать, — «Лиличка», «Хорошее отношение к лошадям». «Послушай­те!» — стихотворение совсем иного рода, но в нем есть те же красота, лиричность и духовность, которыми наполнены «Лиличка» и «Хорошее отношение к лошадям». В сущности, вся лирика Маяковского трогательна. Странно, что многие ругают этого поэта, не удосужившись прочесть даже поло­вины его произведений. Его клеймят за преданность револю­ции, за нарушение всех литературных норм. Хотя что такое литературные нормы, и кто их придумал? И кому могло прийти в голову, что если Маяковский отступил от общепри­нятых канонов, то он не поэт? Он Поэт с большой буквы: он умел чувствовать эпоху, ловить настроение момента и изла­гать свои чувства на бумаге в совершенно неповторимом, ха­рактерном стиле, по которому мы без труда узнаем его.

Первое впечатление после того, как прочитаешь «Послу­шайте!» — ощущение лихорадочности, болезненности. Труд­но объяснить себе, в чем же заключается эта болезненность, но она есть. Может быть, это чувство рождает особенный, как будто разлаженный строй стихов? Вначале обращаешь внимание именно на неровный ритм, и только потом начи­наешь читать и перечитывать (Маяковского важно помногу перечитывать, потому что каждый раз открываешь что-то новое), начинаешь размышлять о том, что хотел сказать поэт. При этом совершенно необязательно, что действительно про­никнешь в сокровенные мысли автора. Кто знает, может, мы совсем неверно истолковываем замыслы многих авторов и даже не догадываемся об этом. Тем более сложно понять такую натуру, как Маяковский. Создается впечатление, что он и сам не всегда понимал себя, если говорить о чувствах, а ведь его поэзия строится на эмоциях, а не на логических рассуждениях.

В нескольких строках стихотворения есть все: мысли о вечном, о боге, о мироздании, желание понять необходи­мость мировых законов. Действительно, если звезды зажига­ются на небе, должен же быть на свете один (хотя бы один!) человек, которому это нужно? Не может ведь быть такого, чтобы законы, которые правят нашим миром, были неоправ­данны? Почему человек не устает любоваться звездным не­бом и оно ему никогда не приедается? Вечные вопросы без ответов.

Мы в самом деле называем звезды жемчужинами, хотя этим истертым, затасканным благодаря бульварным романам словом определяли их тысячи людей до нас и будут называть тысячи после нас. И только такому поэту, как Маяковский, пришло в голову назвать их «плевочками». «Плевочки» — это такое же точное и такое же неверное определение, как «жемчужины». Только «плевочки» — гораздо более емкое понятие, данное в духе поэта, — грубость, обращенная в нежность.

Что с нами станет, если в одну из ночей звезды вдруг не появятся на небе? Сумеем ли мы перенести крушение мно­гомиллионнолетнего закона? Маяковский уверен, что не смо­жем: «… кто-то… врывается к богу, боится, что опоздал, пла­чет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязатель­но была звезда! — клянется — не перенесет эту беззвездную муку!» Этот «кто-то» — лишь абстрактное лицо, но как лег­ко на его месте может оказаться каждый из нас, если его лишить чего-то неощутимого, но очень важного и нужного, без чего жизнь немыслима. Все мы боимся потерять что-то. Но что?

Даже странно, что такое коротенькое стихотворение вы­зывает столько туманных и неопределенных мыслей и стра­хов. А ведь мы привыкли считать Маяковского четким, ра­зумным и рациональным. «Послушайте!» в очередной раз под­тверждает, что нельзя приклеивать к человеку ярлык. Лю­бой человек, а тем более талантливый, может быть разным. Да, Маяковский поэт революции, но вот мы встречаем у него стихи о боге, о вполне реальном боге с «жилистой рукой», и все наши представления рушатся, а мысли пута­ются или направляются в совсем неожиданное русло.

Все эти рассуждения — лишь одна из точек зрения на стихотворение «Послушайте!»; ведь сколько людей, столько мнений. Каждый волен воспринимать поэзию в согласии с настроем своей души. Просто не хочется искать в «Послу­шайте!» какую-то политическую подоплеку, как делали не­которые критики. Главное, что в этом стихотворении есть романтика (и самый романтичный образ, пожалуй, пресло­вутые «плевочки»), есть философия, есть мудрость.

Тысячу раз прав Маяковский, когда утверждает, что все в мире совершается для чего-нибудь или для кого-нибудь. Мы сами так часто повторяем: «все что ни делается, все к лучшему», но уже даже перестаем вдумываться в смысл слов. А ведь именно эта мысль, только в более лиричной форме, звучит в стихотворении. Никто из нас не перенесет «беззвездную муку». Кому нужны звезды, кто их зажигает и кто гасит по утрам, мы не знаем и не узнаем никогда. Если мы и можем утверждать что-то с уверенностью, то только одно:

Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер Над крышами

загоралась хоть одна звезда!