Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Стихотворение В.В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии» (восприятие, истолкование, оценка)

Сочинение на тему «Стихотворение В.В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии» (восприятие, истолкование, оценка)»

Маяковский — поэт далеко не однозначный. Это одна из самых противоречивых фигур в русской литературе XX века. Он вмещал в себя все — и эпохальные события своего времени, и малозначительные детали сегодняшнего дня, ораторскую речь, обращенную к массам, и проникновенный лиризм, жесткий реализм и самый возвышенный романтизм. Он все делал «до конца», доходя и в жизни и в искусстве до верхнего предела, до высшей точки. Он к любой поэтической работе относился крайне добросовестно, даже если это были «окна РОСТА» или примитивные агитки. Один из современников Маяковского рассказывал, как поэт в его присутствии отбросил 60 вариантов начала одной из агиток, в которой надо было зарифмовать слова «Всероссийская», «сельскохозяйственная», «выставка».
Маяковский искренне полагал, что поэзия — это эффективный способ общения с массами, возможность донести до большого количества людей идеалы социализма, в которые он свято верил, путь воспитания и просвещения рабочих и крестьян.
Поэзия Маяковского была поэзией восстания, где звучал шаг наступающего пролетариата: «Левой, левой, левой». Это была поэзия вытянутой вперед, указывающей руки, как ответа на вопрос — что делать человеку сегодня, сейчас, немедленно, если он — с пролетарской революцией.
В творчестве Маяковского имеется множество стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии, повествующие «о месте поэта в рабочем строю». К их числу относится и стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии».
Основу сюжета составляет полемика поэта с фининспектором, пришедшим подсчитать, сколько налогов следует платить тому, кто занимается сочинением стихов (в то время писательство было приравнено к индивидуальному предпринимательству и облагалось соответствующим налогом).
Маяковский довольно часто избирает для своих стихотворений подобную форму — диспут, столкновение мнений, соревнование различных точек зрения. С одной стороны, это несет на себе отпечаток публичности, напоминает открытую дискуссию, к участию в которой приглашаются читатели. С другой — позволяет автору высказать свою точку зрения (что не исключает лирического начала в повествовании). С третьей — снимает излишний Дидактизм, «нравоучительность» и даже занудство, которые были бы неизбежны, если бы те же самые идеи изла-
гались напрямую, а не при помощи соответствующего приема. Примечательно, что в стихотворении реплики фининспектора опущены, они лишь подразумеваются. По существу, стихотворение представляет собой лирический монолог.
В этом стихотворении Маяковский сформулировал свой взгляд на роль и значение поэзии в новом, советском обществе. По его мнению, поэзия — «политическое искусство», поэт — «народа водитель» и одновременно — «народный слуга», а произведение искусства — «оружие класса». Поэтический труд сродни груду рабочего. Эта основная мысль Маяковского проходит через многие его стихи.
Труд мой
любому
труду
родствен.
Взгляните —
сколько я потерял,
какие
издержки
в моем производстве
и сколько тратится
на материал.
Маяковский сравнивает поэтический труд с трудом рабочего и любого другого труженика, вносящего свой вклад в строительство новой жизни. Кроме того, затраты, физические и душевные, у поэта гораздо выше, чем в других профессиях, если он, конечно, не халтурщик, ворующий чужие достижения.
«Радость, мастером кованная»,— вот очень точное определение, данное Маяковским поэзии. Маяковский работал над поэтическим словом много и терпеливо: «норма моей выработки 8—10 строк в день». Извлекая «драгоценное слово из артезианских людских глубин», поэт, по мнению Маяковского, должен найти среди «тысячи тонн словесной руды» и тлеющего «слова-сырца» единственно нужные, «испепеляющие» страстным накалом, обладающие колоссальной энергией слова. «Поэзия, — утверждает Маяковский, — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды». Позднее он писал: «не то что восьмичасовой рабочий день, а шестнадцати—восемнадцати — часовой рабочий день характерен для поэта…»
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Однако вместе с огромными затратами эффективность работы поэта, общественный резонанс, вызываемый его творчеством, чрезвычайно велики. Огромен и его вклад в перестройку жизни и людских душ, в пробуждении того, что пригодится обществу при строительстве нового уклада и новых взаимоотношений.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Маяковский считает поэта выразителем народных чаяний и стремлений, из его слова «класс гласит», поэтому он является «пролетарием, двигателем пера».
Растрачивая себя всего на работе, отдавая все силы творчеству, поэт очень быстро сгорает, «машина души с годами изнашивается»
Все меньше любится,
все меньше дерзается,
и лоб мой
время
с разбега крушит.
Приходит
страшнейшая из амортизации —
амортизация
сердца и души.
Однако поэт не жалеет об этом. Он видит в том свое призвание. Фининспектора же (а вместе с ним и остальных людей) он призывает с уважением относиться к труду поэта, понять суть поэтической работы и не приравнивать ее к любой другой работе, основная функция которой лишь заработать деньги.
«Строка — патрон. Статья — обойма» — такие сравнения поэта утверждают прежде всего боевой, наступательный характер его поэзии. Писать — значит сражаться за человечество и человека.
Несмотря на серьезное общественное звучание темы, Маяковский говорит об искусстве языком искусства. Его мысли о поэзии афористичны, они прочно вошли в обиходную речь советской поры, стали крылатыми выражениями. Например, «Марксизм — оружие, огнестрельный метод. Применяй умеючи метод этот!», «Поэзия — вся! — езда в незнаемое. Поэзия — та же добыча радия», «Поэт всегда должник вселенной», «Рифма поэта — ласка и лозунг, и штык и кнут», «Слово — полководец человечьей силы» и т. д.
Итак, стихотворение Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии» нашли свое ярчайшее воплощение мысли поэта о предназначении поэта и поэзии, «о месте поэта в рабочем строю». Поэзия приравнивается Маяковским к труду рабочего, ее вклад в строительство новой жизни чрезвычайно велик. Поэт должен всегда находиться на острие общественной жизни, а порой и быть впереди.
Творчество Маяковского было существенной вехой в развитии русской литературы, в нем она раскрыла новые, до того неведомые грани, породив целое направление, создав мощную школу, из которой вышли многие русские поэты XX века.