Пушкин заслуженно считается не только родоначальником отечественной поэзии и реформатором русского литературного языка, но и великим мыслителем-гумани- стом, единственным в русской литературе «человеком Возрождения», по выражению философа Н. Бердяева.
В творчестве Пушкина принято выделять несколько больших тем. Наряду с темами «поэта и поэзии», «гражданской» и «философской» лирикой, выделяют и «любовную» лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу этого чувства, на место любви в жизни человека.
Одним из наиболее известных произведений, относящихся к «любовной лирике», является стихотворение «К***».
Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, современнице поэта. Написано оно в форме послания и, соответственно, обращено к конкретному лицу. Однако, как это часто бывает со стихотворениями Пушкина, произведение оказывается гораздо шире и многогранней по своей тематике, чем это предполагают рамки жанра. Пушкин придает стихотворению философскую глубину и одновременно эпичность. Из-за этого стихотворение приобретает черты элегии и даже баллады.
Произведение описывает довольно большой промежуток жизни лирического героя. Но оно измеряется не количеством событий, произошедших за этот период, но жизнью одного-единственного чувства, впечатления.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Перипетиям этого ощущения-воспоминания и посвящено дальнейшее стихотворение.
Описывая жизненный путь подобным образом, Пушкин тем самым утверждает главенство любви надо всеми другими чувствами и событиями. Он в первую очередь утверждает само право измерять жизненный путь подобным образом.
Жизнь для Пушкина — не монотонное течение времени. Время в его системе координат дискретно и течет с неодинаковой скоростью. Жизнь человека, а соответственно, и время, измеряются лишь человеческими чувствами, полнотой пережитых эмоций, способностью любить. Когда человек влюблен, время ускоряет свой бег, он чувствует полноту бытия, игру свежих сил, когда же любовь его покидает, он живет «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты».
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
По Пушкину, жизнь, лишенная перечисленного, не является жизнью в полном смысле этого слова. Для него под жизнью подразумевается жизнь души. И лишь когда душа снова просыпается, бытие обретает былой смысл:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Поэт испытывает искреннее, глубинное уважение к предмету своего чувства, уважает право своей возлюбленной на выбор. Его любовь не зависит от взаимности, она самоценна. Как напишет Пушкин в своем другом стихотворении, «и сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может» («На холмах Грузии…»).
Итак, в стихотворении воплотилась главная черта творчества поэта — гуманизм. Он состоит в глубинном, исконном уважении к человеческой личности, ее праву на свободный выбор жизненного пути. Мир в представлении поэта широк и многообразен, он не хорош и не плох, так как прекрасен во всех своих проявлениях. Жизнь для поэта — это жизнь души, а любовь — это ее концентрированное, высшее проявление.