Сравнительный анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и стихотворения Г.Р. Державина «Памятник».
Данные стихотворения очень схожи по теме. Темой является назначение поэта и поэзии на земле. Но осмысление этой темы у Пушкина и у Державина разное. У Пушкина поэт — это божий посланник, который должен нести свет и радость народу. А у Державина поэт — человек, создавший свою немеркнущую славу стихами.
Стихотворения почти одинаковы по композиции. Только в четвертой строфе мнения авторов расходятся. А.С.Пушкин говорит о том, что в своих стихах он рассказывает о простых людях, что заставляет читателя сопереживать герою, что в свой век он «восславляет свободу». А Г.Р.Державин в стихотворении рассказывает о том, что он впервые описывал царей и их жизнь простым, не возвышенным языком.
У Пушкина лирический герой более сложный человек, чем лирический герой Державина. У Пушкина герой сомневающийся не уверенный в своем понимании предназначения поэта и поэзии. Он пытается ответить на вопрос: что представляет собой поэт и его творчество? И уже из первой строфы видно, что он выбирает из чего-то святого, божественного и непокорного, земного. А лирический герой Державина — человек, абсолютно уверенный в том, что поэт — это наделенный талантом человек, имя которого будет переходить из поколения в поколение, из уст в уста, и слава которого не померкнет со временем.
В стихотворении Пушкина много эпитетов (памятник нерукотворный, главою непокорной, в заветной лире, подлунный мир, по Руси великой, всяк сущий язык, гордый внук славян, друг степей калмык, чувства добрые, жестокий век, приемли равнодушно); олицетворений (душа мой прах переживет и тленья убежит, муза, будь послушна, хвалу и клевету приемли равнодушно, не оспоривай глупца); антитез (нерукотворный и непокорный, чувства добрые и жестокий век, хвалу и клевету); аллегория (под памятником подразумевается имя и слова, а также творчество, созданное поэтом); архаичных слов и словосочетаний (воздвиг нерукотворный, заветной лире, доколь, пиит, по Руси великой, сущий в нем язык, милость к падшим призывал, веленью Божию, приемли, не оспоривай глупца).
В стихотворении Державина так же, как и у Пушкина, много эпитетов (чудесный, вечный памятник, металлов тверже, выше пирамид, времени полет, гром быстротечный, в народах неисчетных, в забавном русском слоге, сердечной простоте, заслугой справедливой, непринужденною неторопливой рукой, зарей бессмертия), олицетворений (ни вихрь, ни гром не сломит, часть меня от тлена убежав, слава возрастет, вселенна будет чтить, муза, возгордись, презирай и венчай). Такая же аллегория, как и у Пушкина, присутствует у Державина. Также есть архаичные слова (воздвиг, от тлена, доколь вселенна, пройдет, презрит).
Хотя у Пушкина и у Державина разные ответы на один и тот же вопрос, но я думаю, все же для них обоих было важно донести до читателей свои мысли даже сквозь время.
Взято с http://www.kritika24.ru/page.php?id=2966