Обратимся к рассмотрению сборника стихотворений, изданного Пушкиным весною 1832 г., — «Стихотворения Александра Пушкина. Третья часть». Сборник этот, содержащий и хронологическом порядке, по годам, стихотворения 1829, 1830, 1831 гг. и в отделе «Разные годы» несколько более ранних произведений, служит продолжением и завершением двух первых частей и подводит итоги творчеству поэта до 1830 г. включительно (немногие стихотворения 1831 г. являются своего рода концовкой хронологического ряда).
Изданию сборника предшествовало двукратное составление списков стихотворений, предназначенных для включения в него. Эти списки и представляют для нас особый интерес. Первый список,6 черновой, был начат не ранее середины апреля 1830 г. и постепенно пополнялся в 1830—1831 гг., вплоть до начала сентября 1831 г. Последним по времени написания внесено в него стихотворение «Бородинская годовщина», помеченное в печати «5 сентября 1831 г.». После «Бородинской годовщины» добавлено в списке «Эхо», датировка которого этим, однако, не определяется.
Второй список представляет собой беловой текст, переписанный — с некоторыми изменениями — с первого. Составление его относится к первой половине сентября 1831 г. — точнее, по весьма убедительному определению Б. В. Томашевского, ко времени между 5 и 14 числами этого месяца.
Хронологическая последовательность отсутствует в том и в другом списках. Но если в первом из них порядок стихотворений почти сплошь случайный, то второй список намечает некоторые тематические группы, пусть и не очень выдержанные, но все же, определяемые внутренними, идейно-тематическими признаками.
Вслед за стихотворением большого философского содержания — «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», написанным в 1829 г. и намеченным как вступительное к сборнику, идет ряд произведений любовного характера или по крайней мере связанных с отношениями поэта к женщинам: «Я вас узнал, о мой оракул…», «Приметы» («Я ехал к вам: живые сны…»), «Что в имени тебе моем?..» («Собаньской»), «Когда твои младые лета…». За ними — три сонета 1830 г. («Сонет», «Поэту», «Мадона»). Далее, однако, порядок теряется.
«26 мая 1828» («Дар напрасный, дар случайный…»), «Арион», «Бесы», «Аквилон», наконец, «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье,..») — перемежаются эпиграммами, стихотворениями любовно-психологического содержания и некоторыми из стихотворений, вызванных кавказским путешествием 1829 г. («Фаргат-Беку», «Делибаш», «Дон»); среди этого, быть может рассчитанного, «беспорядка» записаны подряд три стихотворения из того же «кавказского» цикла: «Кавказ», «Монастырь на Казбеке», «Обвал»; в отдельную группу собраны пять антологических стихотворений, объединенных формально-метрическим признаком — гекзаметром8 (и поэтому обозначенных в списке заголовком «Экзаметры»): «К Дельвигу» («Кто на снегах возрастил…»),-»Труд», «Статуя» (т. е. «Царскосельская статуя»), «Рифма», «Рыбак» (т. е. «Отрок» — «Невод рыбак расстилал…»); наконец, объединены вместе три стихотворения
1830 г., которые можно определить как «прощальные»: «В последний раз твой образ милый…» («Прощание»), «Заклинание», «Для берегов отчизны дальной.. .». Два стихотворения 1831 г., посвященные Польскому восстанию — «Клеветникам России» и «На взятие Варшавы» (т. е. «Бородинская годовщина») — записаны, естественно, рядом; за ними следует еще одна пьеса
1831 г. — «Эхо» — и заключающее список стихотворение «Каков я прежде был, таков и ныне я…» 1828 г., поставленное здесь, быть может, случайно.
Наблюдаемые в списке тематические группы стихотворений остаются, однако, только намеченными. В самом сборнике 1832 г. распределение материала проведено иным образом — в хронологическом порядке, по годам, с исключением некоторых стихотворений списка, и добавлением других, в нем не бывших. Нам важно отметить при этом, что, во-первых, расположение стихотворений внутри каждого года отнюдь не хаотично, а строго обдумано и имеет глубокий внутренний смысл; во-вторых, что, как сказано, ряд произведений, вошедших в список, не включен в сборник и их исключение также, несомненно, мотивировано. Нужно рассмотреть и то и другое.
Первый год сборника — 1829-й — открывается рядом стихотворений, созданных во время путешествия Пушкина на Кавказ и в армию Паскевича, т. е. рядом, тематически и биографически единым. Его можно по праву назвать «Кавказским циклом» — циклом в подлинном смысле слова, более заслуживающим такого определения, чем какие-либо другие тематические ряды — не считая таких, как «Подражания Корану» и «Песни западных славян», имеющих иное происхождение и иной характер. Или, точнее, элегическим дистихом, которым написаны все эта пьесы.