Творческая жизнь Лермонтова продолжалась чуть более десяти лет, но за это время он успел сделать многое: создал совершенные романтические поэмы, непревзойденные лирические шедевры. Именно в его произведениях отразилась мощь ума, страстное сердце и тонкая душа поэта.
Творчество Лермонтова можно разделить на три периода. Первый заканчивается стихотворением «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832). Английский романтик оказал огромное влияние на творчество Лермонтова. Он был «властителем дум» молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу мечтам юного Лермонтова, но и учил своеобразному языку страстей. Поэта привлекали герои Байрона, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, отвергающие действительность, но страдающие от внутреннего разлада. На восемнадцатилетнего поэта в тесном кругу друзей смотрели как на кандидата в «русские Байроны», но Лермонтов скоро осознал свою индивидуальность:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Многие стихотворения Лермонтова наполнены грустью, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях, скорбит о ничтожности мира и человека. Лермонтов очень рано определил свое предназначение, он чувствовал, что обладает необыкновенным даром быть поэтом. Русская литература — литература пророческая, и многие писатели и поэты очень серьезно относились к своему предназначению. Лермонтов, как и Пушкин, считал, что поэзия должна не просто воспитывать людей и учить их нравственности, а открывать им истину, какой бы страшной и тяжелой она ни была. Свой талант он воспринимал как ответственность перед человечеством, и в стихотворении 1829 года «Молитва» он обращается к Богу:
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенъя
Пускай, творец, освобожусь…
Лермонтов действительно обладал даром предвидения. В стихотворении «Предсказание» (1830) он писал о тех ужасный испытаниях, которые ожидали Россию в будущем:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…
Эти страшные картины кровавого будущего России Лермонтов описывает в 1830 году, когда ему было всего 16 лет. Как пророк в его стихотворении уходит от людей, презирающих его, в пустыню, так Лермонтов ищет утешения в общении с природой, только при созерцании красоты природы успокаивается его душа. С детских лет Лермонтов восхищался природой Кавказа и свою любовь к нему выразил во многих стихотворениях. Но поэт воспел не только величественную, яркую, пышную южную природу, но неброскую, тихую красоту севера:
Прекрасны вы, поля земли родной,
Еще прекрасней ваши непогоды…
Уже раннюю поэзию Лермонтова отличало трагическое мироощущение, и это, вероятно, связано с тем, что он очень рано потерял свою мать, вынужден был жить в разлуке с отцом. Вражда его бабушки и отца тяжело ранила тонкую душу поэта. Впоследствии он отразил это в своих стихах:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец.
В слезах угасла моя мать…
(Черновой набросок к «Стансам», 1831)
В юности поэт пережил несчастную любовь. Его чувство было отвергнуто. Горесть, ожесточение и сожаление о напрасно растраченном жаре души охватило его, обида проникла в его сердце, и он решил, что уже не сможет полюбить:
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Все это оказало огромное влияние на формирование личности поэта, и одной из главных тем в его лирике становится тема одиночества. Тоска, неверие в возможность истинного чувства, взаимопонимания придают драматический колорит всей лермонтовской поэзии. В ней нет светлых, радостных настроений.
В стихотворении «Монолог» Лермонтов пишет:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Вся поэзия Лермонтова отличается глубоким психологизмом, она передает чувства радости и тревоги, разочарования и надежды. Его поэзия обращена к эмоциональному и духовному миру человека. В ней мы найдем и «мощь ума», и «страсть сердца», и «тонкость души» поэта.