Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Своеобразие любовной лирики Пушкина

Сочинение на тему «Своеобразие любовной лирики Пушкина»

План
I. Поэт лирик Пушкин.
II. Развитие чувства в любовной лирике Пушкина.
1. Лицейский последователь Анакреона.
2. Неизбывная потребность любить.
III. Женщина — предмет восхищения, пылких, искренних чувств.

Безусловно, А. С. Пушкин дорог читателю прежде всего как поэт лирик. Мы воспитываемся на его стихах, учимся восхищаться, переживать и даже страдать ради великого счастья — любить.
Любовной лирике великий поэт отвел значительное место в своем творчестве. Мы можем наблюдать, как развиваются его чувства, из игривых и поверхностных становясь серьезными, жгучими, настоящими.
Для лицейского периода творчества Пушкина характерны темы дружеских пирушек, мимолетных увлечений, радостей и разочарований любви. Юного поэта интересовали любовные забавы, он сам считал себя последователем Анакреона — греческого лирика, автора легкой и эротической поэзии. И действительно, в основном, стихотворения этого периода игривы и легки:

Ах! Если превращенный в прах,
И в табакерке, в заточенье,
Я в персты нежные твои попасться мог,
Тогда в сердечном восхищенье,
Рассыпался на грудь под шелковый платок
И даже… может быть.

(«Красавице, которая нюхала табак»)

Но со временем забавы уступают место настоящим чувствам, а с ними — настоящей боли, трагическому надлому и страданиям. О ветрености, о шалостях и увлечениях юности поэт говорит без сожаления:

Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной…

(«Погасло дневное светило»)

В любовной лирике Пушкина прослеживается его неизбывная потребность любить:

И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.

(«На холмах Грузии…»)

В то же время сама любовь к женщине вырисовывается как нечто, к сожалению, преходящее, не вечное. Большинство стихотворений подернуто дымкой грусти, а образы любимых женщин туманны и описаны в прошедшем времени («Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…»).
Тем не менее, женщина в лирике поэта предстает как предмет восхищения, пылких, искренних, нежных чувств, как Муза, дающая силы жить и творить. И даже боль, рожденная любовью, не опустошает сердце поэта, а наполняет его, рождая бессмертные стихи о прекраснейшем из чувств.