Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Связь идейной проблематики поэзии М.Ю. Лермонтова и его романа «Герой нашего времени»

Сочинение на тему «Связь идейной проблематики поэзии М.Ю. Лермонтова и его романа «Герой нашего времени»»

Эпоха 30-х годов XIX века в России — это период николаевской реакции, наступившей после восстания декабристов. Но также это время философских исканий русской интеллигенции, что весьма обосновано. В условиях, когда общественное движение было невозможно и любая деятельность подавлялась, естественно, усилился интерес к философии.
Лермонтов воплощает в своём творчестве именно кризисную эпоху. Следовательно, как в лирике, так и романе «Герой нашего времени» поэт ставит философские проблемы.
Рассмотрим связь идейной проблематики поэзии Лермонтова и его романа.
Одним из основных мотивов лирики является мотив борьбы. Лирическому герою Лермонтова свойственно стремление к действию. В связи с этим, конечно, вспоминается стихотворение «Парус» (1832). Парус — образ-символ. Он выражает стремление лирического героя к свободе:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Именно в этих строках поэт показал стремление героя к действию.
Стихотворение «1831-го июня 11 дня» является своеобразным лирическим монологом поэта. В связи с рассматриваемым мотивом нужно отметить двадцать вторую строфу:
Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Здесь опять поэт говорит о бессмысленности жизни, проведённой в бездействии, он утверждает, что в борьбе заключается смысл его существования.
С мотивом борьбы в лирике Лермонтова соотносится мотив трагического бездействия, который мы рассмотрим на примере стихотворения 1838 года «Дума». Здесь лирический герой скорбит оттого, что его поколению не суждено совершить каких-либо значимых деяний:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Мотиву борьбы также противопоставлен мотив покоя. Но покой поэт воспринимает не как бездействие, а как стремление к гармонии с миром. Вспомним строки из стихотворения 1841 года « Выхожу один я на дорогу…»:
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь…
Единственное, что нужно поэту, — это душевное отдохновение, которое возможно лишь при слиянии с природой.
Рассмотрим теперь, как Лермонтов показывает мотив действия, борьбы в романе. Как лирическому герою, так и Печорину свойственно стремление к действию. Он не желает, как и герой «Думы», состариться в бездействии, поэтому Печорин сам создаёт себе опасные ситуации, чтобы была возможность бороться, рисковать. Его поступки составляют цепь экспериментов над жизнью, но они всегда бесплодны, а главное — несут страдания или смерть. Можно сказать, что похищение Бэлы или вмешательство в жизнь «честных контрабандистов» — это стремление не находится в бездействии, это вызов судьбе. Но трагедия Печорина состоит в том, что он так и не нашёл применения своим силам.
Теперь обратимся к следующей проблеме, поставленной как в поэзии, так и в романе «Герой нашего времени». Это проблема познания.
В стихотворении «Дума» Лермонтов пишет: «Мы иссушили ум наукою бесплодной…» Он видит тяжесть науки, не приводящей к практическим результатам. В этом Лермонтов близок немецкому философу Фихте, который выдвинул идею практического разума. Такая же проблема стоит и в «Герое нашего времени». Печорин признаётся Максиму Максимычу: «Я стал читать, учиться, науки также надоели…» Но здесь мы видим противоречие: отрицая науку и философию, Печорин не может уйти от постоянной работы мысли, то есть мы видим в Печорине философа, обречённого на бесцельные размышления, которые разъедают его душу.
Следующий важной проблемой является идея человека и судьбы. Как же она раскрыта в лирике? Для ответа на этот вопрос проанализируем два стихотворения: «Тучи» (1840) и «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832).
«Тучи» — произведение автобиографического характера. Сам поэт был таким же скитальцем, «изгнанником», «вечным странником»:
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» мы видим пророческий мотив. Лермонтов заявляет о своей трагической судьбе:
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит…
Посмотрим, как раскрывается данная тема в романе. Здесь Лермонтов рассматривает проблемы предопределения и свободы воли, которые обсуждаются в повести «Фаталист». Идея состоит в том, что автор не стремится дать окончательный ответ на вопрос: человек или судьба правят миром? Лермонтову важно лишь показать: герой не подчиняется слепо судьбе — он бросает ей вызов.
Не менее важна в творчестве Лермонтова тема взаимоотношения человека и природы. В лирике Лермонтова есть два взгляда на природу: романтический и реалистический. Природа в его романтическом миросозерцании является источником поэтических символов. Образы гор, воли, звездного неба, кремнистого пути раскрывают мятежную душу поэта. Например, в стихотворении «1831-го июня 11 дня» образ волны символичен:
Когда, гонима бурей роковой,
Шипит и мчится с пеною своей,
Она все помнит тот залив родной,
Где пенилась в приютах камышей,
И, может быть, она опять придет
В другой залив, но там уж не найдет
Себе покоя: кто в морях блуждал,
Тот не заснет в тени прибрежных скал.
Здесь явно виден намёк Лермонтова на свою судьбу.
Рассмотрим изображение природы, характерное для позднего творчества. В стихотворении «Родина» (1841) мы видим русскую природу, «не окрашенную» в яркие цвета. Поэт изобразил её в реалистических традициях, используя лишь два цветовых эпитета: «жёлтая нива», «белеющая береза».
Итак, ясно, что в лирике природа является предметом описания, а в её образах мы находим воплощение окружающей поэта действительности. Отметим, какую роль играет природа в романе. Лермонтов представляет несколько пейзажей. Рассмотрим некоторые из них.
Во-первых, вид с Гуд-горы. Здесь мы видим взгляд «естественного человека». Он соотносится со стихотворением, в котором звучит мотив покоя. Например, Лермонтов пишет в произведении «Когда волнуется желтеющая нива» (1837).
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка…
Тогда смиряется души моей тревога.
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
А в романе герой говорит: «… И все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что кажется, тут бы и остаться жить навеки…» То есть и в том, и в другом случаях мы видим мотив стремления к гармонии с миром.
Во-вторых, рассмотрим описание вида из окна в повести « Княжна Мери ». Величественный пейзаж оттеняет глубину души героя. Здесь намечается противоречие между гармонией, царящей в природе, и дисгармонией, наполняющей душу Печорина. Таким образом, мы видим, что природа подчеркивает характер героя.
Итак, рассмотрев связь идейной проблематики поэзии Лермонтова и его романа «Герой нашего времени », мы увидели, что многие проблемы, стоящие в лирике, нашли интерпретацию в романе.