Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
М.Ю. Лермонтов
Значительность поставленных вопросов, яркость и типичность характера главного героя, знаменующего собой целую эпоху русской жизни, высокие художественные достоинства делают роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» одним из самых выдающихся произведений не только русской, но и мировой литературы.
Лермонтов ярко изобразил в романе «Герой нашего времени» судьбу поколения 30 х годов XIX века. В образе Печорина он дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал».
Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838–1840 годы. Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В марте 1839 года в «Отечественных записках» была опубликована повесть «Бэла», а затем там же появились «Фаталист» и новелла «Тамань». В 1840 году выходит отдельное издание романа, в нем впервые публикуются повесть «Княжна Мери» и рассказ «Максим Максимыч». Порядок расположения повестей в этом издании не соответствовал последовательности их опубликования. На выход в свет романа «Герой нашего времени» живо откликнулась критика тех лет: многих он задел за живое, некоторые, почувствовав возможность симпатии публики к герою, объявили Печорина безнравственным, другие отрицали правдоподобность характера главного героя или писали, что Печорин — всего лишь портрет самого автора. Разноречивые и в основном недружелюбные толки заставили Лермонтова написать к новому, второму, изданию предисловие, где он отвергает неверные толкования образа Печорина, отчасти раскрывает свое отношение к нему и объясняет свои творческие принципы.
Изображение судьбы современника — тема романа. Рисуя Печорина, автор создавал портрет «героя своего времени», портрет, составленный «из пороков всего… поколения, в полном их развитии».
Такая тема была продиктована самой жизнью. Создав типичный образ человека 30 х годов XIX столетия, Лермонтов ставил вопрос, почему именно такие герои появились в те годы, почему безрадостной была их жизнь, кто виноват в трагической судьбе целого поколения.
Творческим принципом автора в изображении героя было следование правде жизни и критическая оценка его.
Лермонтов высказывал эти «едкие истины» и показывал «болезнь» века в художественных образах и через изображение судьбы и жизни Печорина. Поэтому он стремился глубже и всесторонне показать своего героя. Этому стремлению отвечает сложная композиция романа.
Лермонтов прибегнул к такой оригинальной композиции, потому что он хотел раскрыть характер и внутренний мир героя с наибольшей объективностью, глубиной и всесторонностью. Поэтому он в каждой повести помещает Печорина в иную среду, показывает в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного положения и психического склада. Каждый раз Печорин открывается с новой стороны, обнаруживает новые грани своего характера. С этой же целью Лермонтов дает в романе трех рассказчиков. Сначала мы узнаем о Печорине от старого офицера, человека простого и скромного — Максима Максимыча, жившего с ним в крепости. Затем Печорина видит человек одного с ним круга — автор; рисуя портрет героя, он показывает новые черты.
Максим Максимыч и автор рассказали о поступках героя в определенных жизненных обстоятельствах, обратили внимание на «странности» его характера. Полностью герой раскрывается в дневнике, где он пишет о себе сам. Сначала он выступает участником приключения в Тамани и еще очень мало рассказывает о своих переживаниях. Характер его проявляется главным образом в действиях и поступках. В двух же последних повестях внутренний мир героя раскрывается им самим, «странности» этого человека получают объяснение, и Печорин полностью предстает во всей сложности и противоречивости своей натуры. Такое построение романа позволяет действительно глубоко раскрыть трагедию незаурядного молодого человека, не нашедшего себе места в русской жизни тех лет. Описанные в романе события жизни Печорина не являются столь уж обычными. В основе сюжета каждой повести, кроме повести «Максим Максимыч», лежит либо острый конфликт, либо захватывающее приключение: похищение черкешенки («Бэла»), столкновение с контрабандистами («Тамань»), смелая попытка испытать судьбу («Фаталист»), сложная игра, оканчивающаяся дуэлью («Княжна Мери»). Но именно такие необычные события оказываются типичными для Печорина — они соответствуют его природе, характеру.
Единство мысли романа, посвященного вопросу о судьбе незаурядного человека в России 30 х годов, подчеркнуто композицией, группировкой образов. Общий конфликт, легший в основу сюжета и определивший композицию, — это глубоко типичный социально психологический конфликт богатой человеческой личности с обществом, препятствующим ее развитию. Типичность и актуальность конфликта определили важнейшее место романа не только в истории литературы, но и в развитии русской общественной мысли.
Роман «Герой нашего времени» дает основание прийти к выводам о политической смелости автора. Глубина мысли, критическое отношение к герою, постановка проблем выделяют Лермонтова из числа передовых дворян того времени.