Вы находитесь: Главная страница> Маяковский Владимир> Сюжет, образы, проблематика поэмы "Хорошо" В. В. Маяковского

Сочинение на тему «Сюжет, образы, проблематика поэмы «Хорошо» В. В. Маяковского»

Советская поэзия, ровесница Октября, была своеобразной летописью бурной революционной эпохи в России начала XX века. Идеалы борьбы за переустройство старого мира вдохновляли литературу и искусство нового времени с первых же шагов. Поэтому не случайно Октябрьская революция стала главной темой этой поэзии. Именно со стихов, как справедливо утверждал Владимир Маяковский, и началась литература революции. Перед нами его поэма «Хорошо!». Дыханием времени веет с ее страниц. Читая это яркое произведение, мы окунаемся в атмосферу революционной эпохи, эпохи острейших социальных конфликтов, строительного энтузиазма, свершения великих дел. Поэт, рассказывая «о времени и о себе», повествует о рождении новой страны и нового человека.

Поэму «Хорошо!», в которой поэтически воссоздается борьба народа за победу революции, за воплощение ее идеалов, Маяковский пишет к десятилетию Октября. Уже в лирическом вступлении поэт четко определяет задачу: вспомнить героические события 1917 года, рассказать о пережитом страной за десять лет, прославить достижения советских людей. Обращение к истории, по мнению Маяковского, должно послужить современности. В соответствии с этим замыслом, композиционным центром поэмы становятся главы, непосредственно рассказывающие об Октябрьской революции. С хронологической точностью поэт воспроизводит все, чему был свидетелем. Эти главы написаны в эпическом ключе: на первый план выдвинуты сами участники событий, авторская речь отступает на второй план. Резкими сатирическими мазками рисует Маяковский портреты врагов революции. Используя такой прием, как гротеск, поэт изображает незадачливого премьера Временного правительства Керенского, картины его «правления»:

Слова и слова.
Огнесловая лава.
Болтает
сорокой радостной.
Он сам опьянен
своею славой
пьяней,
чем сорокаградусной.

Прибегая к пародийному использованию известных произведений, он показывает нам образы «влюбленной старушки» Кусковой и «усатой няни», лидера партии кадетов, — Милюкова. С иронией рассказывает автор о театральном прощании Врангеля с русской землей, хотя, с позиции сегодняшних дней, мы понимаем, какой трагедией для настоящих русских офицеров был этот вынужденный побег с Родины.

Всем названным господам противостоят в поэме силы революции. Главным героем здесь, конечно же, является народ, борющийся и побеждающий. В поэтический рассказ о тех событиях вступают живые голоса рабочих, крестьян, солдат, матросов. Настроения масс выражаются в гневных репликах протеста против продолжения войны, против контрреволюционной политики Временного правительства.

В шестой главе, которая подчеркнута кольцевым обрамлением: «Дул, как всегда, октябрь ветрами…», Маяковский изображает главное событие — захват Зимнего дворца. Эта часть поэмы очень динамична: наступление революционных войск, бегство Керенского, два полюса — штаб революции Смольный и последнее пристанище Временного правительства (Зимний дворец), выстрел «Авроры», штурм и низвержение правительства:

«Которые тут временные?
Слазь!
Кончилось ваше
время».

В этих словах матроса дерзко, с грубоватой прямотой и решительностью, выражен приговор истории. В пих заключен глубокий смысл: кончилось время эксплуататоров, наступает новая историческая эпоха, народ берет власть и судьбу страны в свои руки.

В восьмой и девятой главах Маяковский рассказывает о новом отношении к труду, о новом трудовом почине — субботнике. Поэт подчеркивает добровольность решения рабочих, их зарождающееся чувство хозяина, высокую сознательность. Поэтому он широко использует прием нарочитой тавтологии: «наши вагоны», «наши дрова», «на нашем пути». В понимании его героев, субботник — это «свободный труд свободно собравшихся людей». Мы видим, как в пятнадцатой главе эти люди расчищают в мороз железнодорожные пути от заносов, причем делают это добровольно, понимая, насколько стране нужны сейчас их руки.

Идеалом и высшим стремлением для поэта является желание жить одной жизнью с огромной страной, чувствовать себя одним из «многих миллионов». Земля, с которой «вместе мерз», «вдвоем голодал», ближе и дороже всего. Поэтому такой любовью проникнуты строки лирических отступлений, воспевающие образ юной страны, «страны-подростка»:

И я, как весну человечества,
рожденную в трудах и в бою,
пою мое отечество,
республику мою!

Образ лирического героя в поэме нельзя полностью отождествлять с личностью поэта. Он ие просто ведет повествование, а эмоционально окрашивает его. Этот образ отражает какие то черты жизни и личности поэта, но, в то лее время, имеет более обобщенный характер. В нем угадывается типичный советский человек, чувства которого это чувства всего народа. И голос лирического героя становится голосом парода, выражением его мнений и мыслей.

«Октябрьская поэма» (таково первоначальное название произведения), посвящена трудному становлению советского строя, суровым испытаниям, которые выпали па долю русского народа. Но она очень оптимистична по. своей тональности. Поэт верит в будущее своей страны, поэтому патриотической гордостью проникнуты строки:

Я с теми, кто вышел
строить и месть
в сплошной лихорадке
буден.
Отечество славлю,
которое есть,
но трижды — которое будет.

Для сегодняшнего поколения поэма Маяковского «Хорошо!» имеет огромное познавательное значение. Пусть она не очень актуальна в наши дни, но, читая ее, мы узнаем историю своей страны, своего народа, учимся чувству глубокого патриотизма, любви к Родине.