Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Сюжет повести «Капитанская дочка»

Сочинение на тему «Сюжет повести «Капитанская дочка»»

Сюжет повести «Капитанская дочка»
Молодой дворянин из хорошей дворянской
семьи едет на службу в гарнизон в Белогорскую
крепость. По дороге он проиграл ротмистру
Зурину на бильярде 100 рублей, чем очень огорчил своего преданного
слугу Савельича. Отправившись в дальний путь, они попали в
буран, откуда их вывел мужик, которому Гринев подарил заячий тулуп
к большому неудовольствию Савельича.
В гарнизоне он знакомится с семьей капитана Миронова и офицером
Швабриным, тайно влюбленным в дочь капитана Миронова Машу.
Они оказываются соперниками и дерутся на дуэли. Гринев тяжело
ранен. Между Машей и Петром Гриневым вспыхивает любовь, но
родители Петруши не дают согласия на брак. Пугачев захватывает
Белогорскую крепость, казнены капитан Миронов и его жена.
Маша была спасена попадьей. Спасен и Гринев, Пугачев оказался
тем вожатым, которому Петр Андреевич подарил заячий тулуп. Дальнейшие
события развиваются уже в отношениях между Гриневым
и Пугачевым. Пугачев испытывал к Гриневу настоящее уважение,
что позволило тому использовать это уважение для спасения невесты.
После разгрома Пугачевского восстания Гринев был арестован по доносу
Швабрина, который был осужден как государственный преступник.
Маша, отправившись к императрице за милостью, а не за
справедливостью, добивается помилования своему жениху. Пугачев
казнен. Маша и Гринев счастливы в супружеской жизни.
Маша Миронова. История любви Петруши Гринева и Маши
Мироновой дана на фоне страшных потрясений. Маша Миронова-
еще одно достижение Пушкина в создании удивительного женского
образа, являющегося образцом простоты и в то же время непогрешимого
нравственного чувства. Она сумела оценить человеческие
качества Гринева и Швабрина. Во время тяжелых испытаний, когда
она становится пленницей Швабрина, ей удается сохранить «присутствие
духа и непоколебимую стойкость». И в «дни любви», и в
момент опасности Маша Миронова не сомневается в своем глубоком
чувстве к избраннику. В финале повести «трусиха» Маша беседует
с «неузнанной» императрицей, смело высказывает свое мнение
и одерживает победу, потому что просит «не справедливости, а милости».
Два главных героя в повести — Пугачев и Гринев, они олицетворяют
два взгляда на мир, два типа поведения человека. Есть еще один
персонаж, противник Гринева, — это Швабрин, но он противостоит
ему в сюжетном плане и играет роль антигероя, он противопоставлен
Гриневу во всем.
Пугачев — бунтарь. Пушкин романтизирует предводителя крестьянского
восстания. В работе «История Пугачевского бунта», которой
Пушкин занимался очень серьезно, Пугачев представлен более реально,
гораздо более жестоким, грубым и гораздо более простым.
Пугачев в повести рассказывает калмыцкую сказку об орле и вороне,
где раскрывается его отношение к жизни: «Чем триста лет
питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью». Гринев же
ему возражает: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать
мертвечину». Сказка в символической форме отражает психологию
двух главных героев.
Для Пушкина было очень важно показать поведение Гринева
на протяжении всего повествования. По сути дела два дворянина,
Гринев и Швабрин, оказались в одинаковых обстоятельствах, и каждый
из них делает свой выбор в зависимости от своих представлений
о чести и достоинстве, о верности и предательстве, о любви и ненависти.
Швабрин приспосабливается к обстоятельствам, становится предателем,
а Гринев сохраняет честь и достоинство дворянина. Он
никогда не кривит душой, во всем полагается на Бога, и его поведение
отличается смирением передтяжелыми испытаниями. Именно смирением,
а не приспособлением.
В целом сюжет повести можно представить как «приключения
чести», ведь именно честь Гринева постоянно подвергается всевозможным
испытаниям.
Встречи с Пугачевым, а их было четыре, — и есть те тяжелые
испытания, которые выпали на долю Гринева.
1-я встреча — в степи, в буран, когда Пугачев (здесь он простой
путник) вывел заблудившегося ямщика Гринева к постоялому двору.
(II гл. «Вожатый»). И в этой встрече барин Петр Андреевич дарит
бродяге (Пугачеву, будущему предводителю крестьянского восстания)
заячий тулуп со своего плеча. Этот подарок и есть начало отношений
Гринева и Пугачева, отношений, основанных не на сословных предрассудках,
а на христианских понятиях {Возлюби ближнего, как
самого себя). Примечательно, что первая встреча происходит
в страшную метель, когда все вокруг смешалось, когда «.. .ветер выл
с такой выразительностью, что казался одушевленным…». Напрашивается
параллель с другой стихией — стихией крестьянского
бунта. Дальнейшие встречи Пугачева и Гринева будут происходить
в очень опасных для дворянина обстоятельствах.
Глава, в которой происходит встреча Гринева с будущими повстанцами,
называется символически «Вожатый», предвосхищая дальнейшие
отношения Гринева и Пугачева. Пугачев становится вожатым
для дворянина. В этой же главе Гриневу снится сон, который также
символично растолковывает отношения между двумя героями.
2-я встреча происходит в Белогорской крепости, занятой повстанцами,
когда были казнены комендант с комендантшей и когда
Гринев был помилован Пугачевым. Атаман узнал в дворянине офицера,
который когда-то подарил ему заячий тулуп в благодарность
за помощь в степи во время бурана.
Далее идет очень важная сцена, определившая на протяжении
дальнейшего повествования отношения бунтаря и дворянина. Казалось
бы, эти отношения, как нам передает их Пушкин, невозможны.
Они возможны только тогда, когда дворянин предает свои идеалы,
предает присягу на верность императрице, как в случае со Швабри-
ным. Но читателю предлагается поразмыслить над загадкой, как же
удалось Гриневу установить такие отношения со своим врагом,
ведь Пугачев — враг всему сословному дворянству.
Попробуем разобраться. Гринева (гл. «Белогорская крепость») пригласили
на совет. Обещаешъли служитъмне сусердигм? — спрашивает
Пугачев. Очень опасный момент, что же ответить? Признать бродягу
государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием
непростительным. …Наконец (и еще ныне с самодовольствием
поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над
слабостию человеческою. Именно честь, в высоком смысле этого
слова, честь дворянина, связанного присягой, не позволила восторжествовать
малодушию, которое могло привести к предательству.
И все же, что ответить? Конечно, Пугачев помиловал Гринева
(вспомним заячий тулупчик), но где гарантия, что после ответа он
не казнит? Гринев решается ответить искренне, доверительно: Ты
человек смышленый: ты самувидел бы, что я лукавствую… Сейчас
дворянин в опасном положении, но что дает ему право так смело
отвечать? Цепь предыдущих событий, пережитый страх перед виселицей
и неожиданное помилование со стороны Пугачева. Вот это
и дало право Гриневу надеяться на новое помилование, Гринев
угадывает интуитивно, что у Пугачева также есть свои понятия
чести и долга. Он приглашает «разбойника» стать человеком,
христианином. Нет.-отвечаляствердостию. -Яприродный дворянин:
я присягал государыне императрице: тебе служить не могу.
То самое чувство чести, которое не позволило Гриневу признать
царя в самозванце, здесь прозвучало открыто и твердо.
Открытость и твердость имели такую силу, что заставили Пугачева
задуматься. И из глубины этой задумчивости, может быть, даже
вопреки воле Пугачева приходит признание им чести и долга дворянина,
возможно, потому что их отношения уже не сословные, а человеческие.
Вот почему Пугачев соглашается с доводами Гринева.
Мы остались глаз на глаз. Несколько минут продолжалось обоюдное
наше молчание. Пугачев смотрел на меня пристально, изредка
прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и
насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такою непритворною
веселостию, что ия, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему.
Важную роль играет сцена совета. Она следует сразу же после
описания пережитых Гриневым ужасов: казни супругов Мироновых
и страха за судьбу возлюбленной. Его собственная судьба была в руках
разбойника. Савельич только что сообщил ему, что атаман-то — тот
человек, которому он подарил заячий тулуп.
Размышления Гринева о свой судьбе, о дальнейшем поведении,
об опасном его положении были прерваны приходом одного из казаков,
который передал ему приглашение Пугачева на совет.
Гринев был изумлен представившейся ему картиной. Военный
совет Пугачева представлял собой сборище людей с красными рожами
за столом, уставленном штофами и стаканами. Вид Пугачева
удивил Гринева, и он уже не казался ему разбойником: Черты лица
его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого.
Он часто обращался к человеку лет пятидесяти, называя его то
графом, а иногда Тимофеичем, а иногда величая его дядюшкою.
Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого
особенного предпочтения своему предводителю. В описании
Гриневым совета чувствуется отсутствие какого-либо классового
превосходства. Его удивила, прежде всего, атмосфера дружественных
и добрых отношений. Но самое поразительное впечатление
произвела на него заунывная бурлацкая песня о виселице, которая
ждет разбойника. Невозможно рассказать, какое действие произвела
на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая
людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса,
унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным,
— все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом.
Эта сцена, описанная Гриневым, сыграла решающую роль в определении
отношений между врагами; между дворянином и предводителем
восстания против дворян. Она является ответом на размышления
Петра Андреевича о его странном положении. Пушкин
использует здесь выражение «пиитическим ужасом», не поэтическим,
что более понятно, а пиитическим, принадлежащим к высокому стилю.
Гринев был потрясен храбростью пугачевцев и еще более — пониманием
ими своей трагической судьбы.
3-я в ст р е ч а. Предшествующие обстоятельства. Гринев воевал
против Пугачева в Оренбурге. Он получил письмо от Маши Мироновой,
в котором она пишет о своем бедственном положении (Швабрин
вынуждает ее выйти за него замуж) и слезно просит о помощи. Гринев
вместе с Савельичем спешат на помощь, но по дороге их останавливают
посты Пугачева и приводят к атаману. Пугачев узнал меня
с первого взгляду Поддельная важность его вдруг исчезла. «А, ваше
благородие!-сказалонмнесживостъю.-КакПоживаешъ?Зачемтебя
Бог принес?» Эта сцена ключевая. Гринев находится во вражеском
лагере, его обнаруживают как шпиона, казалось бы, нет прощения.
Но удивительным образом в силу вступают прежние отношения
между Гриневым и Пугачевым. Странным образом судьбы офицера и дворянина,
его невесты Маши Мироновой, дочери казненного коменданта,
оказываются связанными, с одной стороны, с судьбой атамана,
выдающего себя за государя, а с другой — с судьбой государства.
Какая-то непонятная человеческому разуму сила сводит вместе
врагов, делает их на короткое время друзьями и самым непостижимым
образом смешивает все привычные понятия. Самозванец
помогает своему врагу (Гриневу) в поиске и освобождении невесты.
Достаточно было сказать Гриневу: Я ехал в Белогорскую крепость,
избавить сироту которую там обижают — и произошло невероятное.
Сироту! А ведь Пугачев поднял восстание для того, чтобы не
было сирот и обиженных! Слово содержало в себе магическую силу.
Пугачев немедленно освободил Машу. Хотя в этой встрече Гриневу
грозила явная опасность, потому что сподвижники Пугачева все же
напомнили ему о том, что Гринев — дворянин и враг. Почувствовав
эту опасность, Петр Андреевич переменил разговор и поблагодарил
атамана за лошадь и тулуп, которые спасли ему жизнь. И снова победили
человеческие отношения, основанные на доброте и милости.
Далее следует глава, посвященная освобождению Марьи Ивановны,
и Швабрин совершает очередное свое злодейство, сообщая, что Маша-
дочь казненного капитана Миронова. Опять наступает напряженная
минута, решающая судьбу дворянина и человека, так как Пугачев
недоволен, что от него был скрыт этот факт: Слушай, — продолжал
я, видя его доброе расположение. — Как тебя называть, не знаю, да
и знать не хочу…. Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить
тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того,
что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель.
Доверши как начал: отпусти меня с бедной сироткою, куда
нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобой
ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной
твоей души…
Гринев просит, можно сказать даже требует, чтобы Пугачев был
человеком, чтобы довершил начатое доброе дело. И Пугачев
откликается на этот призыв друга-врага Гринева.
И вот, наконец, отъезд из Белогорской крепости.
Можно сказать, что на этом заканчиваются отношения между Гриневым
и Пугачевым.
Пугачев вернулся к той жизни, где человек сгорает дотла в пожарище
страстей. Там, в той жизни, он для всех «изверг и злодей», а для
Гринева он спаситель и помощник.
Вся повесть Пушкина — доказательство, что жизнь не исчерпывается
только фактической стороной (Пугачев — предводитель
восстания, злодей, а Гринев — дворянин и человек чести), она глубже,
неожиданнее и похожа на чудо.
Дальнейшие драматические события окончательно определяют
судьбы героев: арест и затем помилование Гринева, разгром Пугачевского
восстания и казнь атамана.
4-я в с т р е ч а. Казнь Пугачева на площади. Встречей, в полном
смысле слова, назвать эту ситуацию нельзя, но Пушкин все же
вводит ее в художественное пространство повести. Пугачев узнал
Гринева в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту мертвая
и окровавленная, показана была народу. Голова, которая кивнула,
может быть мертвой, но выражение глаз, само лицо наверняка никогда
не забудутся Гриневым, будут вызывать в памяти все встречи,
все разговоры о чести, о достоинстве, о правде, о любви, о преступлении,
о наказании, о добре и зле…
(Использованы работы В. Н. Катасонова «Хождение по водам»,
Н. Н. Петруниной «Проза Пушкина»).