Обычная девушка Вера Павловна не хочет
выходить замуж по велению матери, желающей,
как и всякая мать, обеспечить материальное
благополучие дочери. Ее спасает студент-
медик Лопухов, передовой молодой человек, который ставит задачу
«развить» ум Веры Павловны. Она читает книги, которые рекомендует
Лопухов: это книги по философии, в основном западной. Он
предлагает ей фиктивный брак, потому что положение Веры было
двусмысленным. Супруги не связаны друг с другом никакими обязательствами,
они свободны и равны, как мужчина и эмансипированная
женщина. Лопухов работает управляющим на заводе, а Вера
с его помощью организует швейную мастерскую, где трудятся
девушки-швеи. У Веры со всеми добрые, демократичные отношения.
Труд должен приносить радость.
Вере Павловне пришла пора любить. Предметом любви становится
лучший друг Лопухова — Кирсанов. Кирсанов тоже трудится
на ниве просвещения «темных» умов — он перевоспитывает проститутку
Настю Крюкову. Настя умирает, и после ее смерти исчезает
Лопухов, как потом выясняется, чтобы не мешать любви Веры Павловны
и Кирсанова. Вера Павловна и Кирсанов сочетаются браком.
У них рождается ребенок, но о ребенке, о его воспитании говорится мало.
Из Америки приезжает исчезнувший Лопухов под именем барона
Бьюмонта, он женится на богатой дворянке Кате Полозовой.
Две счастливые пары заводят общее хозяйство, живут в счастье
и гармонии.
Идея романа, по замыслу автора, богаче сюжета. Сюжет — только
для привлечения внимания читателей. Все герои — люди обыкновенные,
они «разумно» устраивают свою жизнь и живут счастливо.
Это теория «разумного эгоизма» — делать все так, чтобы было хорошо
тебе, и тогда всем будет хорошо. Достоевский в своем романе «Преступление
и наказание» полемизирует с Чернышевским — образ
Лужина с его теорией «разумного эгоизма» отвратителен.
Но в романе есть еще один герой, который будоражил воображение
молодежи, — это Рахметов, потомок старинного рода, посвятивший
себя «благородному делу». Рахметов — «необычный человек», он
годится для того, чтобы стать вождем таких «обычных» людей, как
Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов.
Свои самые важные мысли Чернышевский выразил в четырех
снах Веры Павловны. Особенно символичен четвертый сон Веры
Павловны, рисующий картину будущего рая. Но как достигнуть гармонии
в жизни? У Чернышевского есть рецепт: «Говорите всем: вот
что в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь
к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из
него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла
и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько
вы умеете перенести в нее из будущего…»
Чернышевский был объявлен пророком. Революционно настроенная
молодежь пыталась подражать Рахметову. Дмитрий Каракозов,
для которого Рахметов был идеалом, 4 апреля 1866 г. (через три года
после выхода романа) стрелял в императора Александра П. Идея
романа «Что делать?» отозвалась кровавым преступлением.