Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинение на тему «Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»

Сюжетно-композиционное своеобразие романа М. Ю. Лер¬монтова «Герой нашего времени» обусловлено творческой зада¬чей, которую ставил перед собой автор, — изобразить современ¬ника, «героя своего времени», исследовать его психологию, взгляды, вкусы, стремления. Во вступлении к роману Лермон¬тов пишет: «Герой нашего времени… это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». В чем смысл изображения такого героя, если «нравственность от этого не выигрывает»? Писатель отвечает: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».
Герой, наиболее точно отражающий характер своего време¬ни (эпохи политической реакции, краха идей декабристов, все¬властия «мундиров голубых», ставших главной опорой самодер¬жавно-полицейского строя России), — это, по мысли автора, умный, талантливый, духовно одаренный человек, способный и мыслить, и чувствовать, но не нашедший применения собствен¬ным «силам необъятным»» искалеченный обществом, которое утратило нравственные ориентиры. Читатель должен был уви¬деть Печорина в разных ситуациях, в столкновении с разными людьми и в то же время иметь возможность заглянуть во внут¬ренний мир героя, в самые потайные уголки его души.
Решая эту сложную художественную задачу, Лермонтов стро¬ит повествование таким образом, чтобы заинтриговать читате¬ля, возбудить в нем интерес к герою, поставить его перед необ¬ходимостью решать вопрос о нравственной сущности Печорина и лишь потом дать исповедь Григория Александровича, объяс¬няющую подлинные мотивы его поступков.
Повествование разбито на пять повестей-новелл, объединен¬ных образом главного героя. В основу каждой из сюжетных ли¬ний положен тот или иной конфликт: психологический, нрав¬ственный, философский, конфликт характеров (Печорин и Бэла, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и Мери, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вернер, Печорин и «водяное обще¬ство»). Этот ряд может быть также дополнен прямо не указан¬ным в романе, но подразумевающимся (прием «подтекста») конфликтом Печорина с властью, из-за которого он оказался на Кавказе. В противопоставлениях с другими персонажами после¬довательно раскрываются отдельные черты личности героя, в результате чего складывается цельный человеческий образ. Подобный принцип построения характера был использован Пушкиным в «Евгении Онегине», где впервые была дана «фор¬мула русского романа».
В романе нарушена хронология в изложении событий. Лер¬монтов располагает повести в следующем порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В действительности же последовательность событий была иной. Следуя на Кавказ, Печорин вынужден задержаться в маленьком приморском городке («Тамань»); после участия в экспедиции герой едет в Пятигорск на воды, убивает на дуэли Грушницкого («Княжна Мери»); за эту дуэль Печорина отсылают на опасный участок службы, под начало Максима Максимыча («Бэла»); из крепости Печорин отбывает на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем («Фаталист»); через пять лет после этого Печорин, выйдя в отставку, встречается по дороге в Персию со штабс-капитаном («Максим Максимыч»),
Нарушение хронологии в повествовании о судьбе Печорина художественно оправдано: таким образом создается дополни¬тельная интрига, усиливается заинтересованность читателя в разрешении «загадки Печорина». Этой же цели служит еще один прием: в изображении событий (в первых трех повестях) при¬сутствует момент загадочности, таинственности. До поры до времени мы не знаем ни о прошлом героя, ни об обстоятельствах, которые привели его на Кавказ.
Описанный композиционный прием (нарушение хроноло¬гии событий), впервые использованный Лермонтовым в «Герое нашего времени», впоследствии неоднократно применялся дру¬гими писателями: Тургеневым («Записки охотника»), Достоев¬ским («Записки из мертвого дома»), Л. Толстым (в его романах).
Другая композиционная особенность «Героя нашего време¬ни» — в трехкратной смене образа рассказчика. Первая новелла («Бэла») рассказана Максимом Максимычем; вторая («Максим Максимыч») — проезжим офицером; три других, составляющих «Журнал Печорина» («Тамань», «Княжна Мери» и «Фата¬лист»), самим Печориным.
При всем различии входящих в состав романа новелл их финалы схожи: Печорин играет роль «злого гения» в жизни людей. Страдая сам, он обрекает на страдание или смерть тех, кто попадает в орбиту его интересов и желаний. Гибнут Бэла, Грушницкий, Вулич. Незаслуженно обижены Максим Макси¬мыч и Мери. Вынуждены сняться с места и бежать контрабан¬дисты.
Впервые мы знакомимся с главным героем в «Бэле». Здесь же дан беглый портрет Печорина, описываются его поступки, но не указано, чем они были мотивированы. Печорин в «Бэле» — загадка не только для читателя, но и для рассказчи¬ка. Максим Максимыч — наблюдательный, но не очень обра¬зованный человек, далекий от светской жизни и простодушно меряющий все на свой аршин, замечает лишь, что Григорий Александрович — человек «с большими странностями». В рас¬сказе штабс-капитана отражена только внешняя канва собы¬тий, но не дана их оценка.
В новелле «Максим Максимыч» повествование поручено человеку другого круга и образования, другого склада ума. Здесь дается развернутый психологический портрет героя, что, прав¬да, еще не приближает читателя к разрешению «загадки Печо¬рина». Рассказчик указывает на некоторые черты в его облике, свидетельствующие, по мнению офицера, о скрытности героя, противоречивости его характера. Например, глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Рассказчик предполагает, что это признак «или злого нрава, или глубокой постоянной грусти», но пока не может обосновать ни одно из своих предположений.
Самораскрытие Печорина происходит в трех последних по¬вестях, прежде всего, в «Княжне Мери». Печорин повествует о себе, создавая путевые заметки. Его исповедь обращена к само¬му себе (что обусловливает большее доверие к правдивости рассказчика), вызвана желанием проанализировать свои жела¬ния, поступки, настроения.
Из «Тамани» мы узнаем, что Печорину небезразлична жизнь людей, что он любит и тонко чувствует природу, любуется ее красотой. В этой повести дан и насыщенный событийный ряд (автор знакомит нас с миром «честных» контрабандистов, при¬вычная жизнь которых разрушается после вторжения в нее Пе¬чорина), но он, в отличие от двух предыдущих повестей, уже дан в изложении главного героя, мы наконец слышим его собствен¬ный голос.
В «Княжне Мери» Печорин впервые появляется в обществе социально близких ему людей, в дворянском окружении. Здесь звучит (характерная; для творчества Лермонтова в целом) тема обличения светского общества, с которым герой вступает в кон¬фликт, и одновременно дается «история души» Печорина как жертвы этого общества. В то же время число жертв Печорина про¬должает пополняться: унижена Мери, убит на дуэли Грушницкий.
Наконец, в «Фаталисте» автор затрагивает философскую проблему предопределения. Что движет судьбами людей? Су¬ществуют ли надприродные силы, управляющие жизнью чело¬века? Эти вопросы становятся предметом размышлений Печо¬рина и одновременно испытываются «на практике». Вулич, заключив пари с Печориным (тот предрекает офицеру близкую смерть), вначале выигрывает: пистолет, из которого он стреля¬ет в себя, дает осечку, однако в конечном счете побеждает Печо¬рин: вечером того же дня Вулич гибнет нелепой смертью — от руки пьяного казака. Рассказчика, как мы знаем из предисловия к «Журналу Печорина», вскоре тоже настигла смерть, что за¬ставляет отнести философские вопросы «Фаталиста» к содер¬жанию романа в целом: был ли Печорин в полной мере хозяи¬ном своей судьбы? Отчего его вмешательство в судьбы людей оборачивается фатальными последствиями? Автор не дает пря¬мого ответа на эти вопросы, но побуждает читателя к размыш¬лению, к самостоятельному философскому поиску.
Главная задача, которую ставил перед собой создатель рома¬на, — раскрыть характер «героя своего времени», дать ему мо¬ральную оценку и преподать современникам нравственный урок, — получила в этом произведении блестящее художествен¬ное воплощение, в том числе и благодаря новаторскому постро¬ению романа.