А.С. Пушкин — человек, имя которого известно во всех уголках земного шара. Он обогатил русскую литературу множеством замечательных произведений, которые мы с удовольствием читаем и сегодня, познавая мир, учась жить и чувствовать прекрасное.
Самым главным трудом Пушкина стал его роман «Евгений Онегин», «роман, где отразился век и современный человек», — как назвал его сам Пушкин, имея в виду основного героя книги Евгения Онегина. Но после прочтения романа я пришла к выводу, что не только один Онегин воспитал в себе черты современности, но и Татьяна Ларина, на примере которой он показал русскую женщину, обладающую характером, типичным для того времени, да и для наших дней тоже. Так какой же предстает перед нами Татьяна, какой образ нарисовал автор, и как он воспринимается нами сегодня?
«Ее сестра звалась Татьяной…» — с этими словами входит образ Татьяны Лариной в роман. Описание внешности и характера этой девушки основывается на противопоставлении ее с младшей сестрой Ольгой, чей образ очерчен Пушкиным менее ярко. «Глаза как небо голубые, улыбка, локоны льняные, движенья, голос, легкий стан», кажется, что может быть прекраснее? Как можно не потерять голову и не влюбиться в Ольгу? Но после такого красочного описания Пушкин говорит: «Но любой роман возьмите и найдете верно ее портрет». Если Ольга — чисто литературный тип, в котором собраны все яркие краски, но который уже успел надоесть, то Татьяна — создание Пушкина, его идеал, а идеалов, как известно, немного, поэтому при ее описании мы видим черты, которые редко встретишь в обычном человеке: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива… и часто целый день одна сидела молча у окна». Тихая задумчивая Татьяна стала открытием и для Онегина, и для Пушкина, и для нас, читателей. Она сразу же всем полюбилась.
Читая о ее увлечениях, я вижу много общего между ней и автором. Недаром Пушкин говорил: «Л так люблю Татьяну милую мою». Ведь Татьяна, как и Пушкин, любила уединение, тишину и покой. Ей нравилось встречать рассвет, смотреть на звезды, слушать ветер, она была частью природы, которая вырастила и воспитала ее. Это сближает ее с Пушкиным. «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины», — его перу принадлежит много стихотворений о природе, о русской природе, которую он любил так же, как и Татьяна, и как любой русский человек. И «Татьяна (русская душою, сама не зная почему) с ее холодною красою любила русскую зиму».
Все в ней подтверждало русское Начало. Ее имя Татьяна (которое никогда не встречалось в романах, так как они чаще всего были иностранными)- это древнее русское имя. Пушкин не случайно назвал свою героиню так, а не иначе, чтобы подчеркнуть ее происхождение. «Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Она считалась с приметами, следила за всем, что происходит вокруг, истолковывая каждое явление природы так, как учила ее няня, которая принесла все эти знания из своего детства., получив их скорее всего от своей бабушки, а Татьяна потом расскажет обо всем своим детям и внукам, и так было и будет на Руси, ведь предания, гадания, предсказания, сказки, загадки и поговорки — это часть русской жизни, русской души. Поэтому Пушкин дает такое красочное описание рождественских гаданий, сна Татьяны и ее опасений, страхов и переживаний, порожденного этим сном: «Ее тревожит сновиденье. Не зная, как его понять, мечтанья страшного значенье Татьяна хочет отыскать». Я и сама нередко заглядываю в книги, чтобы истолковать приснившееся, гадаю на рождество, плюю через левое плечо и держусь за пуговицу, когда черная кошка перебежит дорогу. Это сближает меня с Татьяной, несмотря на то, что она жила почти двести лет назад и с тех пор многое изменилось, старое сменилось новым, часть обычаев осталась в прошлом. Современные девушки стали более раскованными и самостоятельными.
Но, прочитав письмо Татьяны, я усомнилась в том, действительно ли она принадлежит своему времени. Слишком уж смелым и отчаянным было с ее стороны сделать первый шаг в сторону Онегина, человека, которого она полюбила всем сердцем: «Я не больна: я… знаешь няня… влюблена». Хотя, возможно, мне сложно понять поступок Татьяны потому, что я была иначе воспитана. Ведь эта девушка, как и все ее сверстницы выросла на сентиментальных романах, которые рассказывали завораживающие сказки о вечной любви: «…нравились романы; они ей заменяли все; она…в обманы и Ричардсона, и Руссо». Татьяна вьгросла с мыслью, что она рождена для любви. Она хотела любить и быть любимой, поэтому, когда она встретила Онегина, поняла, что любит его, она не стала скрывать своего чувства, которое было для нее естественным, а прямо написала об этом в письме. Правда, письмо было на французском языке, что противоречит русской натуре Татьяны, но ведь именно так поступали все героини романа, основываясь на которых и был написано это любовное послание. В письме проявилась натура Татьяны, раскрылась ее душа, душа женщины, способной на страстную горячую любовь. В то же время чувства Татьяны чисты и наивны. Она не просит ничего взамен, она хочет любить и быть любимой: «Когда б надежду я имела хоть редко, хоть в неделю раз в деревне нашей видеть вас». Это чувство полностью завладело ею, и она, не сопротивлялась, отдалась во власть новых ощущений, зная и веря, что так надо: «То в высшем суждено совете… то воля неба: я твоя». Письмо написано простым языком, без намека на кокетство, ужимки и уловки, которые были свойственны многим девушкам того времени. Татьяна раскрыла перед Онегиным свою душу, и мне горько было читать об отказе Онегина. Мне было обидно, что в ответ на такое откровение Татьяна услышала только поучения, упреки и странные, не понятные ее сердцу слова о том, что Онегин не достоин ее, что он не создан для любви и семейной жизни. Эти слова разбили все ее мечты, перечеркнули надежду на будущее, убили веру в любовь. Больше уж она никогда не откроется, не подумаз хорошенько о том, как отнесутся к ее откровению. Но любить она будет всегда, ведь, как сказал В.Г.Белинский, «Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины». И даже спустя года, выйдя замуж, она не изменила своему чувству. Да, она повзрослела, стала настоящей светской дамой, изменилась внешне, но не внутренне: «Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла», — теперь она уже не наивная деревенская девушка, а величавая небрежная светская женщина, и именно в такую Татьяну влюбляется Евгений. Но вместе им быть уже не суждено, даже несмотря на то, что Татьяна по-прежнему любит его, она вышла замуж и изменять своему мужу не станет, так она была воспитана: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана, я буду век ему верна».
Вот такой предстает перед нами Татьяна Ларина, любимая героиня А.С.Пушкина, девушка, чей образ воплотил в себе все лучшие стороны женской русской души. И даже сегодня читатель, а особенно читательница, может найти много общего между собой и этой чистой, открытой любящей женщиной, в жизни которой ничего не было наполовину. Она обладала настолько целостным характером, что все переживала до конца, не уворачиваясь от ударов судьбы, не кривя Душой, жила по принципу — любить так любить, страдать так страдать, жить так жить. По тому же принципу жили и будут жить все женщины России, и я верю, что когда-нибудь и я тоже смогу с гордостью отнести себя к ним, пусть для того мне придется перенести много страданий, но там где горе- там и чувства, а значит, и любовь, а жить ради любви — истинное назначение настоящей женщины.