Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Татьяна — «милый» и «верный» идеал Пушкина

Сочинение на тему «Татьяна — «милый» и «верный» идеал Пушкина»

Почему именно Татьяна — идеал Пушкина, какими свойствами наделяет автор свою героиню?

С Татьяной мы знакомимся в обстановке деревенского быта ее семьи, в обстановке, весьма заурядной для пушкинского времени. С первых строк угадываются основные черты характера героини — молчаливая, задумчивая печаль и то постоянное мечтательное беспокойство ее души, которое вызывает в читателе непрерывное ожидание новых событий. Спокойная и беззаботная в своем веселом добродушии сестра Татьяны Ольга; их мать — типичная провинциальная женщина, которая «езжала по работам,//Солила на зиму грибы,//Вела расходы…» и т.д.; гости на именинах Татьяны — все они, кажется, образуют неподвижный замкнутый круг, в котором мечется и из которого не может вырваться Татьяна. И если Пушкин пишет: «Она в семье своей родной//Казалась девочкой чужой», — то к этой «семье» можно причислить и всех прочих окружающих Татьяну людей, среди которых она выросла и которым тем не менее казалась чужой.

В своей среде Татьяна — «колоссальное исключение», ибо сохранила живую, высокую, мечтательную душу среди приземленности и пустоты. В описании гостей на именинах и остальных членов семьи Лариных чувствуется иронически-грустное сожаление о бессмысленности их существования, характер же Татьяны трагичен: это своеобразный молчаливый протест человека против окаменелых общественных устоев.

Сильно развитая чувственность, эмоциональность в сочетании со страстью к французским романам, вполне естественная любовь к природе родили в героине неукротимую жажду романтической любви как единственный выход из томительного душевного одиночества. Но в кого могла влюбиться Татьяна? В Буянова? В Петушкова? Однако разве могли они, люди из той самой среды, в которой так мучилась Татьяна, изменить ее судьбу, принести облегчение, хотя бы понять ее? «Вообрази: я здесь одна,//Никто меня не понимает…» — пишет она в письме Онегину. Это прямой призыв: «Пойми и помоги!» Иначе: «…молча гибнуть я должна».

Казалось, почему не влюбиться в Ленского? Он тоже исключительная натура: поэт, романтик. Но Ленский прекрасно уживается в том обществе, и он идеализирует, собственно, ту среду, в которой «изнемогает» рассудок Татьяны. В Ленском нет ничего загадочно-притягательного, да и романтизм его детски-восторженный, тогда как у Татьяны романтическая струя глубока и таинственна и с самого начала рождает в читателе ощущение скрытой безнадежности, предчувствие неизбежного одиночества героини, печального исхода.

Появляется главный герой романа — еще одно исключение из общего правила — Онегин. Незнакомый, загадочный, «нелюдим», он во многих пробуждает интерес, а в ищущей душе Татьяны тем более. «…Пора пришла, она влюбилась». Влюбилась в Онегина, еще не зная его, а только почувствовав, что он ни на кого из окружающих не похож, интуитивно узнав в нем, может быть, свою же непонятость и одиночество. Влюбилась еще потому, что не могла жить больше, ни в кого не влюбившись. Появление Онегина разомкнуло круг, в котором металась Татьянина душа. Евгений был тем руслом, куда устремила она сразу все свои мечты и надежды и тем больнее ударилась о стену его равнодушия.

Письмо к Онегину — это любовь и надежда, отчаяние и безнадежность одновременно. Пресыщенный и уставший, Онегин никому и ничему не мог отдаться всей душой. Не дал он ничего и Татьяне, потому что хоть и тронут был ее письмом, но не увидел, не почувствовал в нем любовного огня, в котором — теперь уже навсегда — горела Татьяна. «Погибнешь, милая…» — предрекает Пушкин Татьяне, да и сама она это уже чувствует («Погибну, — Таня говорит, — //Но гибель от него любезна»).

И она погибнет, но не физически, а духовно, то есть никогда никем не будет понята. Да и мог ли Пушкин дать счастье своему идеалу? Пожалуй, это было так же неправдоподобно, как превращение прелестной, поэтической Наташи Ростовой в добродетельную матрону; ибо именно к этому привел Толстой свою героиню, подогнав развитие образа под свою философскую концепцию. Пушкин же остался верен своему идеалу — отсюда такая достоверность описываемых событий. «Осчастливить» Татьяну значило бы умалить ее исключительность, исчерпать ее конфликт с обществом, укротить ее романтическую устремленность. Пушкин не мог этого сделать, не отступясь от той Татьяны — своего идеала, — которую он рисует в начале романа.

Белинский дает справедливое определение: «Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей». Но «цельность» в данном случае не означает внутренней гармонии, ибо Татьяна всю жизнь страдает. Цельная в себе, в своих устремлениях, она не гармонирует с окружающими, к числу которых относится и Онегин. Отсюда невозможность достичь цели, отсюда внутренняя дисгармония. Из общественного конфликта вырастает конфликт внутренний.

Замужняя Татьяна продолжает любить Онегина, но, встретив вдруг с его стороны взаимность, отказывается от любви. И в этом тоже проявляется цельность ее натуры. Побывав в кабинете Онегина, по опыту узнав «свет», Татьяна любит уже не «прекрасного» и «таинственного», а настоящего Евгения Онегина, догадываясь о многих его достоинствах и недостатках. Она бы и теперь сказала, что «гибель от него любезна», но теперь ведь погибла бы репутация и ее мужа, пускай нелюбимого, но любящего. Теперь в ней уже прочно укоренилось сознание того, что «судьба… уж решена», сознание обреченности.

Многие черты, свойственные Татьяне, мы находим и у других пушкинских героинь, но ни одна из них, кажется, не была так мила автору. Например. Марья Ивановна из «Капитанской дочки» добра, умна, самоотверженна, так прилежно любит Гринева и родителей, а все же не «милый идеал». Наверное, потому не идеал, что слишком идеальна. Все ее чувства и поступки непосредственно вытекают из внешних событий, не преломляясь через сознание, так что можно подумать, что его нет вовсе. Счастливая в конце Машенька так безжизненна в сравнении со страдающей Татьяной.

Татьяна — не собрание прекрасных человеческих качеств, не абстрактный идеал женщины, но конкретный, исторически обусловленный характер, наделенный чертами живыми и вечными.

Пояснения к сочинению

В драматическом произведении сокровенные мысли и чувства персонажи выражают в словах, поступках, мимике, жестах, без авторского сопровождения, хотя это и не значит, что автор не проявляет своего отношения к персонажам, к происходящему в пьесе. Чаще всего характеры на сцене как бы говорят сами за себя и не нуждаются в особой авторской помощи для их понимания. Драматург так «сгущает» речь своих действующих лиц, что она способна сама по себе, без помощи автора, глубоко и полно раскрыть образы героев. Такая «сгущенность», «обнаженность», концентрированность эмоций, мыслей героев драмы обусловлена остротой, напряженностью конфликта (общественного и личного), «действенностью» развития сюжета пьесы.

Главный способ построения сценических образов — диалог, составляющий основу действия драматического произведения. В диалоге выявляется внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства, переживания, настроения. Важную роль в пьесе играет и монолог, который, в отличие от диалога, не зависит от ответных реплик. В монологе раскрываются идеалы, убеждения персонажей, их духовная жизнь, сложность характера. Пишущий, опираясь лишь на драматическую речь (диалоги, монологи, реплики), должен себе представить место и время действия, внешний облик персонажа, его манеру говорить и слушать, его движения, должен почувствовать, что скрывается в душе героя за его словами и поступками.

Следует также учесть, что драматургический образ создается не только средствами искусства слова, но и средствами театрального искусства, игрой актеров, сценическими эффектами. Так, в речи студента-разночинца Пети Трофимова в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» ощущается радостная вера в жизнь, в свои силы, в свою правду, устремленность в будущее. Звучат вдохновенные слова о родине, о том, что «вся Россия — наш сад», о труде и находящемся где-то совсем рядом счастье… Человек честный и самоотверженный, не скованный традициями и предрассудками, Трофимов сурово осуждает дворянское прошлое, паразитизм помещиков, подобных Раневской и Гаеву, которых обслуживают их бывшие крепостные. «Владеть живыми душами, — говорит Петя Ане, — ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней…». Обличает он и «новых хозяев» жизни — дельцов вроде Лопахина, который, по словам Трофимова, «съедает все, что попадается ему на пути». В диалоге с Лопахиным выявляется бескорыстие, гордость, чувство собственного достоинства Пети. Он отказывается взять деньги, предложенные купцом: «Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти…»

Молодой герой Чехова славит творческий, созидательный труд, говорит о необходимости трудиться: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину». А как актуально звучат слова из монолога Трофимова: «Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом»! Как патриот, Петя требует улучшения положения трудящихся и их просвещения, обличает равнодушное к переустройству жизни большинство интеллигенции, которое «ничего не делает и к труду пока не способно».

По убеждению Трофимова, в будущем обществе труд будет главной ценностью человека, основой благоустройства жизни. Критика им пороков, вера в «высшую правду», победу добра, в свободную, счастливую жизнь, иризыв идти к «яркой звезде, которая горит там вдали», пробуждали общественное самосознание, заставляли смотреть вперед. И все же суждения Пети о будущем, при всей их страстности и искренности, неопределенны, отвлеченны, декларативны. В облике этого персонажа чувствуется некоторое противоречие между его убеждениями в торжестве справедливой социальной жизни, горячей верой в светлое будущее человечества и наивностью, односторонностью жизненной позиции. Петя не нидит реальных, конкретно-исторических путей для наступления прекрасного будущего. Не случайно он наделен чертами чудаковатости, рассеян, в чем-то просто смешон, а порой жалок. Чехов чувствовал определенную ограниченность и неполноценность своего героя, его неспособность осуществить в жизни социальные перемены. Писатель дает понять, что не такие, как Трофимов, а какие-то иные люди смогут осуществить мечту о справедливой, чистой жизни.