Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшало ей.
А. С. Пушкин
В критической статье, посвященной роману Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», Белинский писал, что это «самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии». Отмечая заслугу поэта в том, что «он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего автора в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину».
Татьяна является любимой героиней Пушкина, он неоднократно подчеркивает свою привязанность к этой очаровательной девушке, подробно выписывая ее портрет, характер, образ мыслей.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива…
Лишая героиню яркой и броской внешности, Пушкин подчеркивает внутреннюю красоту, богатый духовный мир и гармонию ее личности. Татьяна самодостаточна, ей не требуется искусственного дополнения. С детства ощущались в ней цельность и богатство натуры.
И были детские проказы
Ей чужды: страшные рассказы.
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Татьяна — натура созерцательная, любит деревню и русскую природу. Она много читает, мечтает о будущем, представляя себя той или иной героиней рома-
на. Это достаточно легкомысленно, но она молода, и так поступают почти все юные читательницы. Романтическая натура Татьяны не могла не заметить Онегина и не остановить выбора на нем: очень уж он отличался от пошлого окружения поместных дворян. В письме герою она напишет:
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
…
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
Татьяна чиста и благородна, ей чуждо кокетство, лукавство и жеманство. Она идет к своей любви с открытыми душой и сердцем. «Литературные» трагедии не дали героине опыта, ей нужно было самой попасть в «сладостный плен» и с горечью очнуться от мечтаний. Жизнь оказалась суровее, чем представлялась из окна родного дома. Татьяна тяжело переживает холодность Онегина. Гибель на дуэли Ленского воздвигает барьер между нею и Онегиным — он уезжает путешествовать. Но героиня не только страдает, она хочет лучше понять Евгения, определить причину данного характера. Посещая его усадьбу, читая книги с пометками на полях рукой Евгения, Татьяна видит героя изнутри, начинает осознавать, кого полюбила.
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье.
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще…
…
Уж не пародия ли он?
Уединенные прогулки, размышления об Онегине подготовили Татьяну Ларину к тому «перерождению», которое произошло с ней в Петербурге. Недаром Онегин едва узнал в сдержанной и неприступной светской даме Татьяну. Но как она изменилась! Его урок усвоен героиней великолепно. При встрече с ним:
Княгиня смотрит на него…
И что ей душу ни смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена.
Но ей ничто не изменило:
В ней сохранился тот же тон,
Был так же тих ее поклон.
Автор откровенно любуется Татьяной, она выгодно отличается от окружающего ее общества, видит суетность и пустоту столичной жизни, мечтает оказаться в деревне, где была счастлива и страдала, но в окружении родных, а главное, была предоставлена самой себе. Здесь же вынуждена подчиняться законам светской жизни, которую сравнивает с «маскарадом». Любовь к Онегину не угасла, она ушла вглубь. Героиня мучается, но как благородно это страдание!
«А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена…
…
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
Это горькое признание на многие годы стало примером для русских женщин, сохранивших верность долгу. Здесь скорее не жертвенность, а почти самосожжение. Такими, я думаю, были жены декабристов. В этом видел идеал женщины и поэт.