«…Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная…»
В.Г.Белинский
Есть очень красивая древнегреческая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил в нее душу. И терзался оттого, что никогда не станет эта мраморная девушка живой. Эта странная любовь была настолько сильна, что боги сжалились и оживили камень. Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и Александр Сергеевич, работая над романом «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…».
Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капитанской дочки», Марья Гавриловна из «Метели»… Видимо, Мария — любимое имя поэта. Ведь и свою старшую дочь он назвал Машей. Но самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина.
В романе мы встречаемся с ней в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, верно, тоже «прелестный уголок», какие попадаются в средней полосе России. Писатель много раз подчеркивает, что Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и создали «русскую душу» Татьяны.
Отец Тани «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», иронизирует Пушкин. Все хозяйство самоуправно вела мать. Дни семейства, которое описывается с любовной иронией, протекали мирно и спокойно. Собирались часто соседи «и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Татьяна во многом похожа на других девушек. Так же «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям», ее «тревожили приметы». Но было уже с детства много такого, что отличало ее от других. Она не ласкалась к родителям, мало играла с детьми, не занималась рукоделием.
Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
С детства отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девочка была лишена кокетства и притворства — качеств, которые ему не нравились в женщинах. Много строк посвящено роли книг, которые были для Татьяны главным миром, сформировали ее лучшие чувства. Так Пушкин подводит нас к пониманию того, что Татьяна — натура поэтическая, высокая, одухотворенная. А разве поэту может такая не нравиться?
В одной из своих повестей он пишет, что уездные барышни просто прелесть. Они воспитаны на чистом воздухе, в тени яблонь, знание света черпают из книг. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, которые неизвестны рассеянным красавицам. Существенные достоинства этих девушек — особенность характера и самобытность. Сказано как будто о Татьяне.
По душе автору и открытость, прямота его героини. Хотя девице первой признаваться в любви всегда считалось неприличным, Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает:
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
Не может читатель не заметить и постоянство характера Татьяны. Оно присуще ей с раннего детства. Но и когда она становится знатной дамой, то с грустью и умилением вспоминает прежнюю сельскую жизнь, когда она моложе и «лучше, кажется, была». И любовь к Евгению Ларина по-прежнему хранит в душе.
Нельзя не отметить еще одно место, раскрывающее отношение поэта к его «милому идеалу»:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней…
По поводу этого описания Наталья Долинина, автор книги для школьников «Прочитаем «Онегина» вместе», говорит: «Пушкин любит Татьяну… Именно такой описывает он ее, какой, вероятно, хотел бы видеть свою жену». Хочется развить эту мысль. Пушкин ведь «истинный был гений» в науке «страсти нежной», хорошо знал женскую натуру. Но в его произведениях вырисовывается тот собирательный портрет девушки, которой он отдает предпочтение. Главные ее черты — благородство и верность супружескому долгу. Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брака. Марья Гавриловна, отказавшая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером. Маша Миронова, не отрекшаяся от своего жениха и сумевшая попасть ради него к самой царице. Наконец, Татьяна с твердостью говорит:
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Проходят эпохи, меняются моды, увлечения, общественные условия и законы, но всегда будут в чести те душевные качества, которые делают Татьяну Ларину и других «пушкинских девушек» милыми: чистота, благородство, верность.