Вы находитесь: Главная страница> Лермонтов Михаил> Человек и природа в поэзии М. Ю. Лермонтова

Сочинение на тему «Человек и природа в поэзии М. Ю. Лермонтова»

Опальный ангел, с небом разлученный.
Узывный демон, разлюбивший ад,
Ветров и бурь бездомных странный брат,
Душой внимавший песне звезд всезвонной.

К. Бальмонт

Михаил Юрьевич Лермонтов один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано трагически погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за это время так много.

Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно, что характерно для романтической поэзии.

В уме своем я создал мир иной
И образов иных существованье;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья… —

писал поэт в стихотворении «Русская мелодия».

Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова?

Это «гордая душа», способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство глубокой неудовлетворенности не покидает «поэта. Лермонтов выразил в поэзии свою эпоху, а дух этого времени — сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.

Сознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе. Но это совершенно особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. «Тихонько плачет» покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся «от ветки родимой», никому не нужный, не знающий сна и покоя». Как характерно то, что «до срока созрел он». Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с «плодом, до времени созрелым» («Дума»).

Прием одушевления природных явлений — не редкость в поэзии, Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. «Он был похож на вечер ясный», — напишет поэт о Демоне.

Но особенно мне понравилось стихотворение «Вечер после дождя». Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, вернее, «приметил» цветок. Он так же одинок, как и поэт. Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки «в печали роковой». И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один «меж омоченных трав».

Главу свою склонивши, он стоит,
Как девушка в печали роковой:
Душа убита, радость над душой;
Хоть слезы льет из пламенных очей,
Но помнит все о красоте своей.

В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно часто эти чувства вызывают небо и звезды. Гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме «Мцыри»: «И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота», героя «жалит огонь безжалостного дня».

Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: «О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад», «Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил» («Мцыри»).

Природа для поэта — это великолепный, прекрасный «божий сад». Лишь она может «помочь забыться п эту, примириться с жизнью. Он желает, «чтоб, вечно зел ея, темный дуб склонялся и шумел» над его изголовьем. И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: «Ты пере-несть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста… Трава меж ними так густа…» Только это помогает ему умереть, примирившись с судьбой, думая о любви: «И с этой мыслью я засну и никого не прокляну».

Конечно, поэту-романтику ближе всего вершины великолепных гор, высокие, недоступные звезды, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явлени окружающего мира, он любит и «росой обрызганный душистый ландыш», и «малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка», и «холодный ключ», играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает любимые явления природы, самые яркие впечатления. И они вызывают умиление, и мир предстает гармоничным и справедливым.

Светает — вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина,
Молчит табун, река журчит одна.

Только благодаря природе переживает он такие мгновения, так как она являет собою плоды рук творца в чистом, неискаженном образе:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!