От мифологического прошлого она заимствовала «высокий» и «низкий» тип героя (богатырь и дурак) и на их основе выработала свой, третий универсальный образ: Иван-царевич. «Высокий» и «низкий» герои имманентно получили развитие и в других эпических жанрах (в героической былине и сатирической сказке); образ Ивана-царевича исключительно принадлежит сказке волшебной. Он выразил народное представление о царственности как об идеале личного благополучия человека. В традиционной форме жанра царственность героя является категорией внеисторической и внесоциалыюй.
Восточнославянская сказка знает все три типа главного героя в образе женщины (Царь-девица, царевна, падчерица). Но лишь в немногих сюжетах женщина остается несомненно главной героиней (например, падчерица в сказках о мачехе и падчерице). Чем это объяснить?
Личное благополучие человека, как бы оно ни идеализировалось, не мыслилось народом вне семейно-бытовых форм жизни. Поэтому фабула большинства волшебных сказок завершается женитьбой героя и свадебным пиром. Сюжетная основа волшебных сказок вполне соответствует игровой линии традиционной народной свадьбы: герой преодолевает всевозможные препятствия, выполняет трудные задачи, чтобы получить невесту. Но если в свадебной поэзии, выражающей прежде всего психологическое состояние человека, центральное положение занимает образ невесты, то в волшебной сказке в следствие эпической природы жанра в центр событий помещен жених, движущийся к своей цели. Так, совершенно естественно, в ней на первом плане оказался мужчина как главный герой.
В художественной системе Пушкина, по наблюдениям В.: В. Виноградова, закономерно выявляется принцип контрастного параллелизма. В прологе поэт контрастно выстраивает положительных и отрицательных героев, подчеркивая этим закон антитезы, обязательный для жанра волшебной сказки. И в количественном отношении здесь также соблюдается художественное равновесие (4 и 4): витязи, королевич, богатырь, царевна царь, колдун, Баба Яга, Кущей.
Характерно, что положительные мужские образы — исключительно представители богатырской группы, то есть такие герои, в которых нашли прямое выражение идеальные качества мужчины: физическая сила, воинская доблесть, благородство души.
Идеальная женщина сказки — это невеста героя, цель, ради которой преодолеваются все трудности, и высшая награда.
Другой характерной чертой эпического образа идеальной женщины является родство с чудесными силами, что делает ее могучей волшебницей. Пушкину такой тип был также хорошо известен: в «Сказке о царе Салтане» он создал образ царевны Лебеди, перестроив традиционную основу сюжета. Но в прологе заостряется внимание не на фантастичности, а на человеческом содержании образа идеальной женщины, па богатстве ее духовного мира. В ряде сюжетов сказочная царевна действительно оказывается и плену, в заточении, похищенная Змеем или Кащеем Бессмертным. В такой ситуации рисуется ее верность жениху, своими советами она помогает победить противника. Преданной невестой, которая тужит, ожидая освободителя, предстает в прологе идеальная женщина сказки.
Новеллистический в своей основе сюжет ставит героя лицом к лицу с противником не фантастическим, а реальным — таким же человеком, но только огромным до безобразия. Затем возникает колдун — чародей, летящий по воздуху над необозримыми земными просторами.