Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование будто бы оборвано на половине. Вызвано это, на мой взгляд, тем, что Пушкин ставит в своем романе принципиально новые для русской литературы задачи — показать «век» и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин — реалист, а потому он отчетливо осознает зависимость характера человека от той среды, которая его формирует. И главные герои романа — это не просто люди своего времени, но и люди, если так можно выразиться, своего места в жизни. Ленский показан романтиком, потому что его взгляды сформировались в «Германии туманной», под воздействием немецкого романтизма. Татьяна являет собой «милый идеал», так как в ее образе соединилась высокая образованность и близость к национальным русским традициям. Что же представляет собой главный герой романа?
Евгений — человек из высшего петербургского света. Его детство проходит под опекой иностранных гувернеров, которые учат его всему «шутя», не докучая «моралью строгой». Онегин вполне владел всеми теми науками, которые были необходимы в обществе:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Онегин умеет все, что соответствует требованиям моды. Рестораны, клубы, балы, балет — вот чем он занимает свое время. Автор называет своего героя «почетным гражданином кулис», гением в «науке страсти нежной». Так постепенно игра в любовь и дружбу заменяет в Онегине истинные чувства, умение «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка» — глубокие знания, лицемерие — настоящую жизнь. Принятый и любимый в свете, Онегин, по сути, одинок. Пестрая и однообразная жизнь Петербурга быстро наскучила Евгению, им овладевает «русская хандра». Чем заменить светские забавы? Онегин, к сожалению, не может найти себе применения в жизни. Он пытается спастись от безделья, пробует даже писать стихи, «но труд упорный ему был тошен». Не находит герой радости и в чтении. Казалось бы, неожиданный поворот судьбы — необходимость уехать в деревню дяди — мог привести к переменам в жизни Онегина. Но хандра ожидает его и среди «уединенных полей».
Единственным другом Онегина становится Владимир Ленский, но автор очень точно определяет характер их отношений: «от делать нечего друзья». Между героями нет духовной близости, да и откуда она может взяться, если мысли Онегина занимает только сам Онегин. Не сумел понять Евгений и чистоту страстного чувства Татьяны Лариной. «…Я не создан для блаженства» — так отвечает Онегин, замечу, очень в духе модных в его время романов. Возникший в нем в первую минуту после прочтения письма Татьяны «чувствий пыл старинный» опять же был погашен, потому что так было привычнее. Вообще, история отношений Онегина с людьми доказывает, что герой Пушкина постоянно ощущал свое превосходство над другими, может быть, не без оснований, но это превосходство делает его «чужим для всех».
Онегин — человек, интеллектуально возвышающийся над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как «свободу для себя». Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью. В восьмой и девятой статьях о Пушкине В. Г. Белинский характеризует Онегина как страдающего эгоиста, и это, на мой взгляд, очень точное определение. Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как он бы того хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей женщины.
Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан! — восклицает герой, ощутивший муки настоящей любви. Но прозрение наступило слишком поздно: убит Ленский, «другому отдана» Татьяна.
Финал романа открыт. Онегин сознательно изображается Пушкиным как герой, всегда стоящий на распутье. Автор не хочет закончить повествование традиционными свадьбой или смертью героя, а потому многие поколения исследователей пытаются угадать, что ждало Онегина в будущем. Версии были самые разные: одни отправляли Евгения на Сенатскую площадь, другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Трудно сказать, кто был прав, потому что неясно, способны ли к нравственному возрождению люди, почитавшие «всех нулями, а единицами — себя».
В. Г. Белинский с глубокой точностью охарактеризовал трагедию Онегина, сказав, что «силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла…». Кто виноват в этом? Конечно, сам Онегин сознательно противопоставил себя людям, но, может быть, это было связано с тем, что ему чужда была посредственность. «Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей», — говорит поэт. И действительно, Пушкин показывает, что сам «век» делает человека нравственным калекой, лишает его возможности найти достойное применение своим силам и быть счастливым.