Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Темы и формы лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение на тему «Темы и формы лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»»

В.Г. Белинский назвал роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, роман дает всестороннее, детальное и в то же время чрезвычайно лаконичное и сжатое изображение российской жизни 20-х годов XIX века, в необычайно емкой поэтической форме Пушкину удалось создать поистине универсальное произведение, освещающее важнейшие российские проблемы и отражающее сущность русского национального характера. Во многом это удалось автору благодаря лирическим отступлениям, поскольку эти внесюжетные элементы позволяют создать структурно-целостное, единое по композиции произведение и одновременно дают возможность назвать великое пушкинское творение «свободным романом», где повествование течет свободно и непринужденно, отражая естественный ход жизни.
Лирические отступления входят в роман с образом автора, как эмоциональные размышления и оценки, выражающие его непосредственное отношение к изображаемому или связь с ним. Автор размышляет о творчестве, определяет форму романа, предчувствует, что уже первая «глава принесет ему «дань славы — кривые толки, шум и брань».
Тематика и формы лирических отступлений в «Евгении Онегине» чрезвычайно разнообразны. Через весь роман проходят лирические воспоминания автобиографического характера, размышления о судьбах героев, о времени, среде и поколениях, о любви и дружбе. Это могут быть и заметки о природе и красоте, и рассуждения об экономике и политике России, неоднократно возникает тема искусства, в частности, театра и поэзии, а также связанные с ним полемические высказывания.
В лирических отступлениях, содержащих размышления автора о собственных жизни и судьбе, создается необычайно яркий в русской литературе реалистический образ повествователя, который можно считать своего рода частью собирательного портрета молодого и в то же время опытного человека — одного ив лучших представителей дворянской среды. Основные психологические черты этого героя — искренность, открытость читателю — определяют лиризм и задушевность отступлений в его повествовании; а самокритичность побуждает анализировать и оценивать собственные поступки, признавать свои слабости:
Люблю я бешеную младость.
И тесноту, и блеск, и радость…
— и заявлять об ошибках:
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Подобного рода лирические отступления интересны и тем, что позволяют восстановить жизненный путь самого Пушкина. Поэт рассказывает о себе, своей жизни: об угрожающей ему ссылке в Сибирь, увлечении светской жизнью после лицея, желании уйти от недремлющего ока жандармов, так, например, VIII глава открывается лицейскими воспоминаниями поэта, в главе X упоминаются посещавшиеся им тайные собрания будущих декабристов.
Однако ошибочным будет считать, что образ автора целиком биографичен, равнозначен самому Пушкину. Следует различать автора и его персонаж. Создавая его, Пушкин, без сомнения, стремился к обобщению, типизации мыслей, чувств, переживаний лучших людей своего времени. Следовательно, образ автора может и должен быть рассмотрен в ряду других образов романа, как важнейшая и неотъемлемая часть его образной системы.
Значительная часть лирических отступлений в романе посвящена размышлениям автора об искусстве, его назначении и специфике, а также оценке его направлений, Так, автор искренне восхищается современным ему театром, эти «волшебным краем», где «ложи блещут», где «в стары годы блистал Фонвизин, друг свободы, и переимчивый Княжнин».
Более детально подходит он к оценке литературы своей и предыдущих эпох, рассматривая и анализируя основные сложившиеся к тому времени направления: классицизм, сентиментализм, романтизм. Например, полемизируя с законами классицистической эстетики, требовавшими от художественного произведения жесткой структуры, не допускавшими свободного, произвольного изложения, автор почти в середине своего повествования иронически замечает:
Я классицизму отдал честь:
Хоть поздно, а вступленье есть.
Говоря о литературном творчестве Ленского, он использует случай выразить свое отношение к романтическому творчеству:
Так он писал темно и вяло
Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?
В пародийной форме перечисляются также романтические штампы и обороты:
…Пустыни, волн края жемчужны
И моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал,
И безыменные страданья…
«Иные нужны мне картины», — признается автор в одном из лирических отступлений, противопоставляя этим образам «песчаный косогор, // Перед избушкой две рябины, // Калитку, сломанный забор». Как видим, все это элементы неприукрашенной действительности, реалии обыденной жизни, что дает возможность отнести автора к приверженцам реалистического искусства. Не случайно «теснота, и блеск, и радость» шумных балов и светских приемов постепенно заменяется для него идеалом простой народной жизни и «верности старине»:
Мой идеал теперь — хозяйка,
Мои желания — покой.
Да щей горшок, да сам большой.
Говоря об источниках поэтического вдохновения, автор называет среди них любовь и природу. Так, в одном из отступлений он замечает, что «все поэты — любви мечтательной друзья». Таким образом, высокое любовное чувство, воспеваемое поэтами всех времен, одновременно является и животворным источником поэтического творчества.
Особое место в структуре романа занимают и лирические отступления о природе. С одной стороны, для героев восприятие природы неотделимо от чувства любви, тесно с ним слито. «Весна, весна! Пора любви!» — восклицает пушкинский герой. С другой стороны, эмоциональные рассуждения автора о природе часто выводят повествование в символический план, определяя и усиливая переживания героев. Вспомним хотя бы сон Татьяны или описание впечатлений Онегина от жизни в деревне.
Размышления автора о своем времени не ограничиваются лишь оценкой его культурной и духовной жизни — не менее значительную роль в романе играют и рассуждения социального и этического плана. Так, в «Евгении Онегине» дается объективная оценка нравов и системы ценностей эпохи «меркантильного духа»:
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…
Автор размышляет также о близкой ему социальной среде, где «всяк суетится, лжет за двух»; о поколении легкомысленных молодых людей, которые «все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь…»
Размышления общественного характера, отражающие характерные черты и обнажающие основные пороки эпохи, сменяются рассуждениями на более личные, близкие автору моральные темы:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней…
Особую известность среди лирических отступлений в романе получили отличающиеся особым лиризмом и исповедальным тоном размышления автора о любви и дружбе, многие из которых стали «крылатыми». Достаточно вспомнить хотя бы такие: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» или «Любви все возрасты покорны». Подобные замечания не только развивают и усиливают любовную «линию» романа, но и точно характеризуют российские нравы пушкинской поры.
Отдельно следует отметить лирические отступления, связанные с характеристикой героев романа, выражающие авторскую оценку действий героев, определяющие авторское к ним отношение. Например, автор постоянно подчеркивает свою внутреннюю, духовную близость к Онегину, называя его своим «добрым приятелем», «вторым Чаадаевым».
Мечтам невольная преданность.
Не подражательная странность
И резкий охлажденный ум,
— вот черты, которые нравятся автору в Онегине.
Однако автор тут же спешит заметить: «всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной…» Таким образом, автор особо подчеркивает, что он и изображаемый им герой не двойники, что образ Онегина не является целиком «его портретом», как не тождественны образ автора в романе и сам автор романа, в отличие от своего пассивного, апатичного героя, автор занимает активную, деятельную жизненную позицию. Жить для него — значит ощущать всю полноту жизни, испытать все: «вражду, любовь, печаль и радость», чтобы счастливейшие дни «жизни мирной» сменялись «горячкой рифм». Жить значит мечтать о свободе, стремиться к ней и бороться за нее.
Итак, лирические отступления в «Евгении Онегине» содействуют раскрытию идейного содержания произведения, служат организации повествования; выражают отношение автора к насущным проблемам своего времени. Во всей полноте и многогранности раскрывается образ автора: грустно-иронический; насмешливый и остроумный, задушевный собеседник и глубокий мыслитель — человек и гражданин. Тематическое разнообразие лирических отступлений придает роману энцикло- педичность и универсальность, всеохватность и полноту.