В поэзии Пушкина тема дружбы и любви занимает значительное место. Великого поэта, как и его лирического героя, можно назвать подлинным певцом этих благородных чувств. Во всей мировой литературе нет более яркого примера особого пристрастия именно к этим сторонам человеческих отношений. Очевидно, истоки этих чувств были заложены в самой натуре поэта — благородной, отзывчивой, умеющей раскрывать в каждом человеке лучшие свойства его души. У Пушкина было много друзей; и близких и не очень близких. Широк диапазон его дружеских пристрастий — от простого и внешнего приятельства до .высоких степеней требовательности, бесстрашной и порою жертвенной дружбы. Пушкин братски любил и мечтательного Дельвига, и наивного Кюхельбекера, и благородного Пущина, и колко-остроумного Вяземского, и буйного Дениса Давыдова, и поэта-гражданина Рылеева, и свободолюбивого Чаадаева, и простодушного Нащокина.
Лирический герой Пушкина — необыкновенно доброжелательный к людям, искренний, гуманный. Еще в Лицее поэт приобрел много друзей, верность которым пронес через всю жизнь. Почти вся лирика лицейского периода адресована друзьям, вместе с которыми Пушкин познает мир, впитывает вольнолюбивые идеи Куницына, овладевает тайнами творчества, сидит за дружеским столом с чашей вина в руках.
Уже в первых лицейских стихотворениях можно почувствовать глубокое нравственное начало, которое отличает понимание дружбы Пушкиным — дружбы как высокого чувства, ведущего к совершенствованию человека. С этого времени поэт определяет дружбу как творческое единение людей, связанных общими чувствами, вкусами, мыслями, переживаниями.
В полушутливом, полусерьезном лицейском стихотворении «К студентам» (1814 г.) молодой Пушкин восклицает: «За здравье музы нашей пей…» И с этих пор тема дружбы всегда будет сочетаться в лирике Пушкина с темой поэзии, с темой поэтического творчества. Рядом с поэзией и дружбой в лирике поэта есть и другое, очищающее душу чувство — любовь. В раннем (1814 г.) стихотворении, посвященном другу — поэту Батюшкову, Пушкин, считая любовь наивысшим счастьем в мире, все же советует не забывать лиру даже ради любви:
Но, упоен любовью страстной,
И нежных муз не забывай;
Любви нет боле счастья в мире:
Люби — и пой ее на лире.
Тема музы, дружбы и любви звучит и в стихотворении «Мое завещание. Друзьям» (1815 г.), с обращением к Дельвигу и Пущину не забывать дружбы и музы, и в «Послании к Галичу» (1815 г.), любимому преподавателю и другу:
…любовь его ведет,
И дружба молодая
Венки ему плетет.
Однако уже в стихах этого периода звучат требования, которые лирический герой предъявляет к дружбе. Дружба — это не просто общий «легкий пыл похмелья» или «обмен тщеславия, безделья…» Дружба — это чистота помыслов, правдивость, благородство; это требовательность к себе и друзьям; это стремление к высокому; это целый кодекс нравственных принципов, выработанных для себя и своих друзей.
Один из основных мотивов, проходящих сквозь всю дружескую лирику Пушкина, — мотив верности в дружбе. Перед окончанием Лицея при расставании с первыми друзьями семнадцатилетний Пушкин уже говорит о нерасторжимом дружеском союзе и обещает служить ему всю жизнь.
В стихотворении «Разлука» (1817 г.), посвященном Кюхельбекеру, поэт клянется:
…Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
Эта клятва не оказалась поэтическим преувеличением. Пушкин действительно через всю свою недолгую жизнь свято пронес верность дружбе и «вольности святой». Этот мотив звучит и в послании к Чаадаеву (1818 г.), человеку безукоризненной честности, высокого гражданского мужества и свободолюбия:
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Для поэта «вольность святая» как для влюбленного юноши — «минута верного свиданья». Любовь к Родине для лирического героя, как и для самого поэта, и для Чаадаева, неотделима от борьбы за ее свободу. Поэтические средства стихотворения включают эмо-ционально-психологические эпитеты («тихая слава», «власть роковая», «нетерпеливая душа», «пленительное счастье»), яркие сравнения и метафоры («как ждет любовник молодой», «но в нас горит еще желанье», «пока сердца для чести живы»), «К Чаадаеву» — это жанр стихотворения-послания, в нем встречаются обращения, призывы («Мой друг», «Товарищ, верь…»), придающие ему оптимистическое звучание. Выразительна политическая лексика («под гнетом власти роковой», «свободою горим», «на обломках самовластья»). Высокую стилистическую окраску придают посланию славянизмы («слава», «отчизна», «внемлем», «упованье», «святой», «вспрянет»). Четырехстопный ямб с пиррихиями звучит ритмически по-разному: то создает настроение глубокого взволнованного раздумья, то передает стремительность, порыв, накал чувства.
Это послание для последующих поколений стало литературным памятником истинной дружбы, вдохновленной общностью политических идеалов.
В другом послании к Чаадаеву (1821 г.) поэт выражает благодарность своему другу:
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял ее советом иль укором…
Здесь звучит мотив понимания дружбы как высокой ответственности за моральную чистоту друга, здесь и признательность за строгость, за совет, но главная благодарность выражена в строке: «Твой жар воспламенял к высокому любовь…» А высокое во времена Пушкина — это любовь к свободе, к «вольности связи».
Итак, дружба играла огромную роль в духовной жизни поэта. Именно поэтому большое значение приобретали для него лирические послания к друзьям на разднование ежегодной годовщины образования Лицея. В них он делится с друзьями всеми движениями воей души, своими чаяниями и надеждами на лучшее будущее России. Тональность этих посланий разная. В обширном по объему и безукоризненном по форме лирическом произведении «19 октября» (1825 г.)звучат мотивы грусти и одиночества:
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку…
Поэт посвящает вдохновенные строки каждому из фузей — Пущину, Горчакову, Дельвигу. Кюхельбекеру, благодаря их за то, что они, верные дружбе, посетили «Поэта дом опальный…» Все стихотворение — гимн дружбе. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» — восклицает поэт.
Надо было быть Пушкиным, иметь его гордость и ммелость, чтобы публично сказать о своей верности друзьям-декабристам, сосланным на каторгу. Надо было быть Пушкиным, чтобы в это страшное время, когда близкие, друзья и даже родные отрекались от опальных декабристов, послать другу всей жизни «во глубину сибирских руд» стихи, полные искренней любви и ласки:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
(«И. И. Пущину», 1826)
Пушкин оставался верен идеалам своих друзей:
Я гимны прежние пою…
(«Арион», 1827)
Разнообразна по оттенкам и любовная лирика Пушкина. Для его лирического героя любовь — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн в честь возвышенного. светлого чувства любви, это выражение безграничного уважения к женщине, эта трогательная преданность любимой, это муки ревности.
Основной мотив любовной лирики Пушкина — облагораживающее воздействие любви на человека, возвышающее его и вдохновляющее на создание прекрасного. Этот мотив насквозь пронизывает удивительное по чистоте и гармоничности формы послание к Анне Петровне Керн, написанное поэтом в изгнании в 1825 году Впервые Пушкин встретил А. П. Керн в Петербурге в 1819 году, когда ей было 19 лет. Эта случайная встреча в вихре бала, это «мимолетное виденье» оставило глубокий след в душе поэта. «В тревогах шумной суеты», в заботах хлопотливой петербургской жизни, до краев наполненной литературной работой, встречами с друзьями-единомышленниками, светскими развлечениями, еще долго звучал поэту «голос нежный» и «снились милые черты». Шла жизнь с ее бурями и тревогами. Новые впечатления, творчество, жестокая расплата за вольнолюбивые мечты отодвинули, отдалили милый образ И вот. когда поэт переживает духовный кризис, связанный со ссылкой, политической реакцией и подавлением революции на Западе, наступает обновление через любовь и, — как всегда для него, связанное с поэзией — вдохновенье. Душа поэта вновь пробудилась для жизни, для творчества, для любви.
С какой искренностью и чистотой, с какой жизнеутверждающей силой звучат строки этого послания, как далеко они стоят от лицемерных светских понятий о нравственности! У Пушкина любовь соединена с жизнью. Когда же он говорит о слезах, то это слезы радости от вновь обретенной любви.
Художественные особенности стихотворения определяют силу его эмоционального воздействия. Почти каждое четверостишие имеет свою тональность, свою особую эмоциональную окраску. Для первых двух строф она лирико-эпическая. Поэт вспоминает о своих переживаниях, рассказывает о них. Третья строфа элегическая, грустная, потому что «Бурь порыв мятеж-ный//Рассеял прежние мечты»; четвертая строфа окрашена минорно, в ней даже звучат трагические ноты: «В глуши, во мраке заточенья…», ноты отчаяния и безнадежности — «…без божества без вдохновенья //Без слез, без жизни без пюбви». И наконец последние две строфы написаны единым порывом, и тон стихов радостный, оптимистичный. Казалось бы, те же самые слова — «Как мимолетное виденье,//Как гений чистой красоты», однако темп стихов убыстряется и заканчивается апофеозом воскрешения, В стихотворении поэт широко использует эпитеты. В первых двух строфах эпитеты («чудное мгновенье», «грусти безнадежной», «милые черты», «голос нежный»), так же как и сравнения («как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты»), подчеркивают переживания лирического героя, свидетельствуют о его глубоком очаровании. Высокую лексическую окраску стихотворению придают славянизмы («упоенье», «воскресли»), это создает особую торжественность и пафос оптимизма последних строф, Музыкальным и лиричным делают послание перекрестная рифма живость и пластичность сочетания рифмы женской и мужской. Четырехстопный ямб тоже способствует особой плавности и размеренности звучания, в которое вторгаются драматические ноты.
Несколько нежных, поражающих своей трогательной преданностью стихотворений посвятил Пушкин Е. К. Воронцовой, о которой он помнил всю жизнь («Сожженное письмо», «Талисман», «Ненастный день потух…», «Прощание»). Эти стихи, особенно «Сожженное письмо», отличаются чувством большого уважения к любимой женщине. Любимая велела сжечь письма, она не хочет, чтобы какая-либо случайность выдала тайну ее переписки с поэтом. И как ни горько поэту разорвать последнюю связь с любимой, ее желание свято:
Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!…
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Пушкин любил не раз в своей жизни; любя, он каждый раз отдавал своему чувству всего себя. Ему были свойственны все радости и все горести любви, и переживал он их, благодаря страстности и глубине своей натуры, особенно бурно и пылко.
Любви присуще и трагическое — ревность, разлука, смерть любимой. Пушкин испытывал и муки ревности. Особенно яркое звучание получили они в стихах, посвященных молодой итальянке Амалии Риз-нич, жене сербского коммерсанта, которую любил поэт и которая рано ушла из жизни.
Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье? —
пишет Пушкин в ноябре 1823 года.
Очень часто тема любви сливается у Пушкина с лирическим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом. Пример тому чудесные строки стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», написанного в мае 1829 года во время путешествия в Арзрум. Посвящены стихи невесте поэта — Наталье Гончаровой. Это поэтическое выражение противоречивых чувств, охвативших поэта при воспоминании о прежней любви, о прежних бурях сердца, пережитых им на Кавказе.
Мне грустно и легко; печаль моя светла…
«Грустно» — поэта тревожат воспоминания, «легко» — впереди новая, всепоглощающая любовь, поэтому и светла печаль, и полна она этой любовью Радостью бытия звучат заключительные строки, разрешающие противоречия поэта:
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Интересно, что, говоря о любви, поэт не употребляет ни развернутых сравнений, ни ярких эпитетов. Он пишет, кажется, совсем просто, непринужденно, И в то же время в этих простых, «обыденных» словах кроется такая внутренняя сила и страстность! Поражают лаконизм и точность предложений, Очень ясно ощущаются прохлада и свежесть летней ночи, глухой рокот набегающих волн в звонкой тишине и такое же непосредственное, чистое и прекрасное, как сама природа, чувство поэта,
В лирике Пушкина этой поры наиболее ярко выражена борьба мотивов грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала.
Вершиной творческого духа можно считать стихотворение «Я вас любил». Стихи доведены до совершенства, их почти не чувствуешь. В двух строфах раскрывается красота души поэта, с его благородным представлением о чувстве любви как о чувстве самоотверженном. Поэт не мстит за то, что появился у него соперник. Он желает даже в этом случае своей любимой только счастья: «Как дай вам бог любимой быть другим». Человек в любви должен быть выше эгоизма. Он должен уважать любимого человека, признавать его право на свободу чувства.
Лирический герой Пушкина прославляет дружбу и любовь как величайшие силы, объединяющие людей, выявляющие в каждом человеке все самое лучшее, делающие жизнь прекрасной. Муза Пушкина всегда опиралась на самое благородное и светлое в человеке, В его лирике вообще и особенно в лирике, посвященной темам дружбы и любви, ярко отразились нравственная сила, богатство и очарование личности поэта.