Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Тема любви и образ возлюбленной в лирике А. С. Пушкина

Сочинение на тему «Тема любви и образ возлюбленной в лирике А. С. Пушкина»

1. Легкость стихотворений поэта.

2. Новизна стихов о любви.

3. Любовь — состояние души.

Произведения А. С. Пушкина легки и стремительны. По мнению известного литературоведа Абрама Терца, именно невесомость была основой миросозерцания поэта. Легкость же в стихе явилась главным условием его творчества с первых же шагов на этом поприще. Его стихи можно сравнить с искусным танцем балерины, где присутствуют и быстрые повороты, и высокие прыжки, и любопытные реверансы:

…Она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

Безусловно, без внимания великого поэта не могло остаться такое удивительное чувство, как любовь. Любовная лирика Пушкина чрезвычайно богата и своеобразна. При чтении любовных стихотворений у читателя создается впечатление, что «что они не стоили никакой работы», «кажется, что они выливались у него сами собою». Одним из первых поэт ставит свои любовные произведения, как бы вне жанра. Посвященные барышням без-делки, как сам их называл Александр Сергеевич, они отличались беззаботностью и небрежностью, настраивали на ветреный лад. Стихи приобретали совершенно другое звучание и смысл. Если раньше при написании любовного произведения маститые поэты выдерживали определенные каноны и широко использовали клише, то Александр Сергеевич форму полностью подчинил содержанию. Его стихи трудно отнести к какому-либо отдельному жанру. В одном произведении можно обнаружить признаки и элегии, и послания, и романса. К примеру, известное стихотворение «К **», посвященное Анне Петровне Керн, поражает своей проникновенностью и глубиной чувств:

Есть бог другой земного круга —

Ему послушна красота,

Он бог Парни, Тибулла, Мура,

Им мучусь, им утешен я.

Он весь в тебя — ты мать Амура,

Ты богородица моя.

Стихотворение несет в себе как черты послания, так и романса и элегии.

Изменив форму традиционных стихов, Пушкин не останавливается на достигнутом. Он раскрывает перед читателем совершенно иное мировосприятие, другую систему ценностей. Отныне все взаимоотношения с предметом любви строятся на уважении и немом почитании. Здесь проявляется и изрядная доля самопожертвования. Александр Сергеевич предпочитает прислушиваться к мнению избранницы, считая, что возлюбленная также имеет право на выбор. Безответная любовь также дорога для поэта, как и счастливая, поскольку питает сердце, прибавляет опыта и навсегда остается в воспоминаниях, хотя и грустных. В знаменитом стихотворении «Я вас любил» Пушкин вполне спокойно относится к обстоятельству, когда чувства остывают, а женщина предпочитает более удачливого соперника. Пушкин отходит от романтических канонов, раскрывая свое личное мнение по поводу подобной ситуации:

Но пусть она (любовь) вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем. „

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Таким образом, в звучании стихотворения нет трагизма и стремления во что бы то ни стало вернуть свою любовь, даже ценой собственной жизни. Наоборот, лирический герой отпускает свою возлюбленную и даже испытывает к ней чувство признательности за те светлые минуты, которые она ему подарила. Для Александра Сергеевича любовь не может быть эгоистичной, она не должна приносить страдания и терзать душу. Человеку подвластно это волшебное чувство только в том случае, когда он забывает о себе и старается сделать своего избранника как можно счастливее. О влюбчивости поэта среди его современников ходили легенды. Конечно же в этом есть доля правды. Творческая, живая натура не могла не обращать внимания на женскую красоту. И именно прекрасные дамы часто вдохновляли поэта на создание своих виртуозных произведений. Стихотворения, посвященные слабому полу, легко вырывались из-под пера Александра Сергеевича и очаровывали читателя, а особенно читательниц. Однако под кажущейся легкостью скрывается серьезная работа поэта, хотя он сам всегда утверждает обратное:

Сначала я играл,

Шутя стихи марал,

А там — переписал,

А там — и напечатал.

И что же? Рад, не рад —

Но вот уже я брат

Тому, сему, другому,

Что делать? Виноват!

Стремительная экспрессивность пушкинского стиха требовала просто невероятной маневренности и отличного владения словом. Это качество также характерно для любовной лирики поэта. Иногда вырванные из контекста поэтического произведения фразы Александра Сергеевича обретают совершенно иной отдельный смысл, когда как на деле оказывается, что это очередные пируэты, призванные, как в вихревом танце, еще более уверовать зрителей в гениальности мастера:

Отечество почти я ненавидел —

Но я вчера Гэлицыну увидел

И примирен с отечеством моим.

Для Пушкина любовь является состоянием души. Поэтому у него так много произведений посвящено именно этому чувству, причем не важно, кто выступает в качестве вдохновительницы: женщина ли, родина, воля.

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Живость и легкокрылое состояние духа были обусловлены в пушкинском понимании тремя неразрывными вещами: поэзией, любовью и свободой. По мнению А. Д. Синявского, «пушкинская Муза давно и прочно ассоциируется с хорошенькой барышней, возбуждающей игривые чувства…». Для самого поэта представительница прекрасного пола — это прежде всего небесное создание, которое пробуждает в любящем ее человеке «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Пушкин понимает, что, возможно, без женщины такого чувства могло не быть вообще, что навеки утратило бы если не смысл человеческого существования, то нечто прекрасное, делающее действительность чище и лучше.

Любовная лирика Александра Сергеевича удивительным образом сочетает в себе русские нравы с французскими привычками, здравый смысл с неограниченной мечтательностью, светский блеск с наивностью. И вместе с тем поэт в своих произведениях раскрывал и прославлял женскую душу, которая единственная может постичь и простить мужчину, пожалеть его и помочь ему в случае необходимости.