Вы находитесь: Главная страница> Фет Афанасий> Тема любви в поэзии А А Фета

Сочинение на тему «Тема любви в поэзии А А Фета»

План сочинения 1. Вступление. Основные темы лирики Фета. 2. Основная часть. Тема любви в поэзии Фета. — Характерные черты любовной лирики поэта. — Тема любви в ранней лирике. Стихотворение «Не отходи от меня…». — Отражение в любовной лирике импрессионистического мироощущения. — Фрагментарность лирических сюжетов Фета. 3. Заключение. Своеобразие развития любовной темы в лирике поэта.
Современные А.А. Фету критики отмечали, что поэт почти никогда не откликался на происходящие исторические события, на насущные общественные вопросы современности. Природа, любовь, прошлое, порою философское осмысление мира — вот основные темы поэта. Попробуем выделить характерные черты любовной лирики поэта. Исследователи отмечали, что Фет нигде не изображает «страсти в момент сильной нравственной борьбы. Он знает сердечное влечение лишь в его робком, первичном виде или, напротив того, в пору пережитого страдания, как светлое воспоминание о невозвратно минувшем счастии. В этом выборе для изображения моментов любви наш поэт резко отличается от Пушкина и Лермонтова, поэтов страсти кипучей, трагической, и опять сближается с Жуковским, при той… разнице, что у Жуковского больше сосредоточенности в самом чувстве, тогда как у Фета ярче краски и образы»[1]. Любовная лирика поэта, как правило, не сюжетна. Обычно Фет фиксирует какой-то один момент или эпизод в развитии чувства. Любовное переживание часто обозначается через восприятие поэтом природы. Характерно, что в этих стихотворениях нигде не обозначен подробно образ героини. Как отмечали критики (Боткин), женщина у поэта — только часть той природы, тот предмет внешнего мира, который способен пробудить в душе особенные чувства. Такого рода произведения мы встречаем в раннем творчестве поэта. Обратимся к стихотворению «Не отходи от меня…». Первая строфа здесь — это просьба и признание поэта, обращенные к любимой женщине: Не отходи от меня, Друг мой, останься со мной! Не отходи от меня: Мне так отрадно с тобой… Искренность и настойчивость чувств поэта подчеркнуты здесь повтором первой строчки: «Не отходи от меня…». Вторая строфа — это своеобразный анализ чувств поэта и характера его отношений с Ней. Образ же самой героини здесь не обрисован. Ближе друг к другу, чем мы, Ближе нельзя нам и быть; Чище, живее, сильней Мы не умеем любить. Третья строфа тематически вновь возвращает нас к началу стихотворения. Последняя строчка повторяет первую, замыкая кольцо: Если же ты — предо мной, Грустно головку склоня, — Мне так отрадно с тобой: Не отходи от меня! В стихотворении «Я полон дум, когда закрывши вежды…» поэт признается в том, что все его мысли, ожидания и чаяния в любое мгновение жизни обращены к любимой женщине: Я все с тобой, когда рука неволи Владеет мной — И целый день, будь ясно ли, темно ли — Я все с тобой. Признаваясь в любви, Фет предстает перед нами как поэт-импрессионист. Так, в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом…» радостными чувствами героя окрашен весь утренний весенний пейзаж. Картина природы здесь полностью растворяется в настроении: Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой… Лес, деревья, солнце и птицы — все находится в удивительной гармонии с душевным состоянием человека. Каждая следующая строфа повторяет глагол «рассказать». Поэт хочет не только открыть сердце любимой женщине, но и всей окружающей природе поведать о своем счастье, которым переполнена душа его:
Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, — но только песня зреет. В этом стихотворении Фет, безусловно, выступает как поэт-импрессионист. «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии! В этих немногих стихах чувствуется то ликующее праздничное, чем именно дышит ясное весеннее утро…», — писал В.П. Боткин[2]. Лирические сюжеты любовных стихотворений Фета отличаются беглостью, фрагментарностью. Однако беглое переживание раскрывает у поэта глубину чувств. Так, в стихотворении «Еще акация одна…» любовь раскрывается в желании задержать время, остановить его: Я говорить хотел — и вдруг, Нежданным шорохом пугая, К твоим ногам, на ясный круг, Спорхнула птичка полевая. С какой мы робостью любви Свое дыханье затаили! Казалось мне, глаза твои Не улетать ее молили. Сказать «прости» чему ни будь Душе казалося утратой… И, собираясь упорхнуть, Глядел на нас наш гость крылатый. В стихотворениях Фета «нам являются не цельные, законченные чувства или настроения, но минуты, мгновения душевной жизни, для которых нет слова в языке, нет образа в сознании, которые пришли неизвестно откуда и исчезнут навсегда, быть может, не оставив после себя никакого следа в жизни, даже воспоминания. Это «неясный бред» души всегда живой, всегда деятельной, но не всегда сознающей себя»[3]. Одно из таких стихотворений — «Шепот сердца, уст дыханье…». Это произведение, положившее начало известности Фета и оставшееся навсегда для многих читателей символом всей его поэзии. Сюжет стихотворения — ночное свидание влюбленных. В этом сюжете присутствует недоговоренность, размытость красок, встреча героев окутана какой-то тайной. Вероятно, отношения их еще не устойчивы, чувства неопределенны, быть может, они боятся еще идти навстречу своему счастью. Поэт здесь передает тончайшие движения души, сливающиеся с легкими звуками ночной природы: Шепот сердца, уст дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Во второй строфе продолжает разворачиваться таинственный ночной пейзаж. Здесь же легкими штрихами намечается и потрет героини: Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица… Весенняя ночь коротка, но очень многое вместила в себя эта встреча. Целый спектр чувств и эмоций пережили герои. «Сдержанная речь, сдержанное волнение заставляли в слова, не имеющие смысла для постороннего слушателя, влагать понятное только для того, кому они сказаны; заставляли меняться в лице от отчаяния и безнадежности, переходящих в уверенность; от уверенности, легкомысленно разбитой внезапною шуткою, — к горю, от горя и шутки, спугнувшей попытку робких объятий, — к новой надежде! А луна сквозь листву бросала свои отблески на лица, смотрящие с надеждой, с желанием, с порывом друг на друга. Сделала, однако, свое дело весенняя ночь. Не даром «волшебны» были изменения милого лица. Волшебство совершилось, объятия раскрылись, а тут незаметно подкрался и рассвет радостного утра, вослед радостной таинственной ночи».[4] Бледный блеск и пурпур розы, Речь не говоря, И лобзания, и слезы, И заря, и заря!.. Третья строфа является кульминацией в сцене этого свидания. Душа человека в такие минуты отрешается от повседневности, от скуки и однообразия жизни. Таким образом, любовная лирика поэта своеобразна. Тончайшие душевные движения сливаются у него с неуловимой жизнью природы. «В изображении чувства Фета увлекает фиксация деталей, тонких оттенков, неясных, неопределенных эмоций. Чувство… обычно раскрывается не в обобщенном виде, а как результат более или менее длительных переживаний, единство и смысл которых осознаны переживающим: Фет фиксирует отдельные душевные движения, настроения, оттенки чувств»[5]. Стихотворения Фета о любви представляют собой своеобразные лирические фрагменты, в котором обозначена лишь эмоция или ощущение героя. Образ героини, как мы уже отмечали выше, в произведениях поэта не обозначен.