Если говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, то тема «маленького человека» постоянно присутствует в их творчестве. Лермонтов ставил перед собой другую задачу: показать незаурядную личность, которая страдает в бездействии, не видя смысла в лшзни, потому что для такой личности любая деятельность — это мелочный вздор. И все же Лермонтов один из первых в русской литературе затронул тему «маленького человека».
Образ Максима Максимыча из романа «Герой нашего времени» незабываем. Впервые мы с ним знакомимся в предисловии к повести «Бэла». Автор встречает в пути сдержанного пожилого офицера, который дает ему полезные советы. Это Максим Максимыч. Называя азиатов «бестиями», выманивающими деньги на водку, он лишний раз убеждает нас в том, что слишком долго жил на Кавказе и хорошо знает нравы и обычаи этой страны.
Максим Максимыч с первого взгляда располагает к себе своей житейской мудростью, спокойной непритязательностью, умением дерлсаться с достоинством. Он редко кому раскрывает душу, но если полюбит, то навсегда. Словно отец родной, он опекает Бэлу, Печорина, подкармливает Казбича и Азамата. Потому-то и приглашает его к себе в гости мирной князь. По происхождению Максим Максимыч дворянин, но, очевидно, из обедневшего дворянства, без влиятельных связей и денег. Несмотря на свой возраст, он состоит всего лишь в чине штабс-капитана. Максим Максимыч не привык заискивать перед «сильными мира сего», и хотя генерал Ермолов давно в опале, Максим Максимыч не боится с уважением говорить о нем вслух.
Он безобиден, простоват, поэтому ему трудно разобраться в сложных чувствах Печорина. Одно он знает твердо: людей обижать нельзя. Когда он отговаривает Печорина от похищения Бэлы, понимая, что она быстро Печорину наскучит, он заранее предупреждает, что добром это не кончится. Но у него не хватает силы воли настоять на своем или отдать строгий приказ, хотя Печорин по положению в крепости является его подчиненным. Весь его протест выразился в том, что он в присутствии Печорина стал надевать мундир и не принимал его у себя, как раньше, по-домашнему.
Старый служака и порядочный человек, Максим Максимыч понимает только одно: он виноват в смерти Бэлы не меньше, чем Печорин, и постоянно казнит себя за это. Он давно простил Печорина, зная, что молодые люди ветрены и недальновидны, но себя он простить не может. Спустя несколько лет он вновь встречает Печорина и с радостью готов кинуться ему в объятия, потому что Григорий был ему как родной сын, но в ответ получает всего лишь несколько вежливых фраз и холодную улыбку. Максим Максимыч поражен, он не ожидал того, что они встретятся как чужие люди. По моему мнению, Печорину вряд ли была приятна встреча: ведь Максим Максимыч — это молчаливый укор его далеко не благородному поступку. Не думаю, чтобы у Печорина действительно было каменное сердце и он не мучился от сознания, что даиом загубил чистую душу.
Светский лоск, привычка глубоко прятать истинные чувства, природный такт не позволили Печорину расцеловаться со штабс-капитаном при встрече. Печорин, страдая от жалости к Максиму Максимычу, умышленно отнесся к нему холодно. Но бедному старику далеко до этих тонкостей. Он привык жить среди простого народа, это наложило и на него самого какой-то отпечаток. Среда не всегда влияет положительно. Конечно, одинокий человек чаще привязывается душою к людям, которые встречаются на его пути. Своей добротой и мягкостью он покоряет. Его ласковая приветливость и всепрощение — редкие качества в жестоком мире. И если повествователя Максим Максимыч поначалу встретил сухо, был замкнут, немногословен, то в этом сказалась обида на Печорина. Он не очерствел душой, а просто побоялся вновь к кому-нибудь привязаться надолго. Штабс-капитан отдал Печорину много душевного тепла, поэтому-то всех молодых людей он равняет по нему. Годы выработали в Максиме Максимыче осторожность и наблюдательность, поэтому быть на дружеской ноге с попутчиком-повествователем ему не хочется, но постепенно душа его вновь оттаивает, и он рассказывает незнакомому человеку историю Бэлы.
Образ Максима Максимыча — один из лучших образов «маленького человека» в русской литературе. Заслуга Лермонтова в том, что он не показал его униженным и оскорбленным Акакием Акакиевичем из гоголевской «Шинели», а увидел человеком, у которого своя трудная судьба, тяжелая жизнь старого солдата, но очень доброе и чистое сердце.