Тема милости и жестокости является одной из ключевых в знаменитой повести Пушкина. Образ Пугачева впервые в русской литературе был показан читателю с разных сторон. Пугачев предстал в повести не только как бунтовщик, разрушитель спокойствия государыни императрицы и разбойник-самозванец, но как подлинно сильная личность, человек замечательной храбрости и силы духа.
Эпиграфом к повести является русская пословица «Береги честь смолоду». Проблема чести для Пушкина — проблема как бы «внесоциальная», честь или бесчестье одинаково могут быть присущи дворянину и простолюдину. «Береги честь» — это тот нравственный завет, который получает Петруша Гринев от своего отца перед отъездом в Оренбург. Пушкин проводит своего героя через своеобразные испытания: встреча с Зуриным, снежный буран в степи, тоскливое однообразие жизни в Белогорской крепости. Всякий раз герой оказывается перед выбором, и всякий раз он делает его в пользу чести. Так, например, Гринев мог отказаться от уплаты долга Зурину, сославшись на то, что деньги хранятся у Савельича, а ему самому «родители зака-
зали не играть». Однако для него любой долг — это долг чести, и деньги, по тем временам немалые — сто рублей, — были выплачены.
Гринев впервые встречается с Пугачевым в главе «Вожатый». Эта глава названа так не случайно. Слово вожатый означает не только «проводник в дороге», но и «руководитель, наставник». Именно наставником в судьбе для Гринева становится Пугачев. Пугачев (о котором мы вначале не знаем, кто он есть на самом деле) помогает Гриневу найти дорогу к жилью, спасает от возможной гибели. За это Гринев оказывает ему милость — дарит заячий тулуп со своего плеча. В глазах Гринева это поступок чести, поступок обязательный, потому что он хочет достойно отблагодарить вожатого. В глазах Савельича это милость барина по отношению к простолюдину, непозволительная роскошь, подарок, которого вожатый совершенно не заслуживает.
В «Капитанской дочке» Пушкин показывает, что всякая милость вызывает ответную милость, всякая жестокость — ответную жестокость, несмотря на то что справедливость торжествует далеко не всегда.
Тема жестокости возникает в тексте повести в главе «Приступ», в которой описан захват бунтовщиками Бело- горской крепости. «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», — писал Пушкин о народном восстании. Жестокость мятежников поражает воображение. Они казнят капитана Миронова, расправляются с его женой Василисой Егоровной. После череды казней началась «ужасная комедия» — присяга новому царю. Пушкин не оправдывает восставших, но их жестокость по отношению к царским офицерам обусловлена годами угнетения народа. Не случайно в главе «Пугачевщина» показан образ башкирца с оторванным языком, без носа и ушей. Так был наказан человек за протест, и наказание это осуществлялось от имени государственной власти. Жестокость бунтовщиков по отношению к коменданту крепости и его жене — это жестокость не по отношению к конкретным людям, это зло по отношению к представителям ненавистной власти.
Пугачев изображен в повести двойственно. В нем проявляются и величайшая мудрость, и огромный организаторский талант, и нелепая наивность (собрался в поход на Москву), милость и жестокость. Пугачев, обретя в захваченной крепости неограниченную возможность казнить или миловать, дает Гриневу свободу. Во-первых, Пугачев помнит оказанную ему милость — подаренный заячий тулупчик. Кроме того, Пугачев безошибочно угадывает в Гриневе человека чести. Гринев не стал присягать Пугачеву, не признал в нем государя, потому что, по его собственным словам, был природным дворянином и присягал государыне императрице. «Голова моя в твоей власти, — говорит он Пугачеву, — отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья; а я сказал тебе правду». Мудрость Пугачева и врожденное благородство души проявляются именно в том, что он уважает личностные права Гринева и милует его.
Пугачев воплощает лучшие черты русского народа: веру в будущее, удаль, «дикое вдохновенье». Он рассказывает Гриневу калмыцкую сказку, в которой отражаются подлинные для народа ценности. «Чем триста лет питаться падалью, лучше один раз напиться живой кровью, а там что бог даст!» Милость Пугачева гораздо значимее, глубже, чем жестокость. Традиционно на Руси было принято защищать сирот. Эта неписаная мудрость воплощена и в сознании грозного «народного царя». Едва узнав о том, что в крепости «обижают сироту», Пугачев хочет немедленно «избавить сироту» и проучить Швабрина. Судьба, все счастье двух людей — Гринева и Маши — находятся в руках Пугачева. Гриневу свойственна гордость, но не гордыня. Он находит нужные слова в разговоре с грозным царем, прося его о милости. «Ты мой благодетель», — говорит он Пугачеву.
Гораздо большую жестокость, чем бунтовщики при убийстве капитана и его жены, в повести совершает Швабрин. Тех можно хоть как-то оправдать, ведь они убивают, мстя за прошлое, за угнетение. Швабрин же, поняв, что Пугачев вот-вот отпустит Машу Миронову и она станет женой Гринева, выдает ее происхождение. Он сообщает Пугачеву, что Маша — дочь капитана Миронова, который казнен при взятии крепости. Жестокость, соединенная с подлостью, — вот основные качества Швабрина. Жестокость и равнодушие можно назвать основными качествами оренбургских военных, отказавшихся от штурма захваченной крепости.
Милость Пугачева дает Гриневу новую жизнь. Из рук бунтовщика он получает и жизнь, и счастье.
Добро и честь в повести всегда оказываются не напрас- ньти. Милость царицы вызвана и кротостью Маши Мироновой, и ее мягкой настойчивостью, а главное —правдой и честью, которые «берегли смолоду» главные герои повести.