Творчество Пушкина — это тот фундамент, на котором стоит здание всей русской литературы XIX и XX веков. Пушкин не только новатор в области стиля и создатель русского литературного языка, но и идейный вдохновитель большинства писателей, следовавших за ним. Гуманистический пафос его творчества, идеалы добра и справедливости явились тем источником, из которого, по словам Достоевского, сказанным спустя пятьдесят лет после смерти поэта, черпала вдохновение вся русская литература, и в котором уже обозначены практически все темы и идеи ее последующего развития.
В творчестве поэта, наряду с «философской», «гражданской» и «любовной» лирикой, выделяют тему «поэта и поэзии». К этой теме относят стихотворения, в которых излагаются взгляды автора на природу поэтического дара, на предназначение поэта в этом мире, его высокую миссию.
Тема поэта и поэзии у Пушкина многомерна и включает в себя несколько компонентов. Первое, чем характеризуются взгляды поэта, это гражданская позиция, выступление против крепостничества, продолжение традиций Радищева и Рылеева. Поэт, по Пушкину, обязан выступать против рабства во всех его формах. Наиболее характерными стихотворениями здесь являются ода «Вольность» и стихотворение «К Н. Я. Плюсковой». В них поэт «воспевает свободу миру», стремится «на тронах поразить порок». Он горд тем, что не хвалил «земных богов», что сильным мира сего «кадилом лести не кадил», что он «пел на троне добродетель» и что его «неподкупный голос» «был эхо русского народа». Свобода для Пушкина — одно из главнейших условий творчества поэта. Однако это не свобода романтической личности от норм и законов общества, не безграничная свобода, состоящая в противопоставлении себя миру. Свобода состоит в осознанном следовании своему призванию, тому божественному дару, который выпал на долю поэта. Характерным в этом отношении является стихотворение «Поэт».
В нем Пушкин сравнивает два различных состояния поэта: первое — до того, как его посетит вдохновение, и — второе — после. В первой части перед нами предстает облик вполне обычного человека, «малодушно» погруженного в «заботы суетного света». Его «лира» молчит, душа «вкушает хладный сон». Пушкин ставит своего героя даже ниже других «детей ничтожных мира». Однако во второй части перед нами предстает совершенно иная картина. Пробудившееся вдохновение совершенно изменяет облик поэта. Его душа, подобно орлу, пробуждается, его уже не удовлетворяют «забавы мира», его не интересует «людская молва», он становится «дик и суров», он удаляется от мира, «звуков и смятенья полн», чтобы дать выход своему вдохновению и сотворить Поэзию. Однако несмотря на подобного рода описание, Пушкин (в отличие от романтиков) не рассматривает поэтический дар как заслугу личности, как проявление исключительности отдельного человека. Индивидуализм чужд его философии. По Пушкину, поэтический талант — лишь божественный дар, а поэт — проводник «божественного глагола» в нашем мире. В этом смысле поэт — служитель бога, и для него в момент принесения «священной жертвы» звучит только «глас свыше». Для него перестает существовать остальной мир, «народные кумиры» не властны над ним. Но это не печать «богоизбранности» или некой исключительности. Поэт — лишь человек, обладающий более чутким слухом, чем остальные люди.
Подтверждением сказанному и одновременно его развитием может служить другое стихотворение Пушкина — «Пророк».
Стихотворение также состоит из нескольких частей. В первой части описывается состояние «пророка» до того, как «бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», «в пустыне чахлой влачился». Во второй части описывается его встреча с посланником бога — «шестикрылым серафимом», который производит с ним определенные действия — вырывает «грешный язык» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи». Посланец бога наделяет поэта способностью слышать и чувствовать то, что раньше было для него недоступно («моих ушей коснулся он, и их наполнил шум и звон»). Его восприятие мира меняется, поэт становится открыт миру, чувствует с ним неразрывную, органичную связь. Вместо сердца ему в грудь помещают горящий уголь, так как только человек с горячим, неравнодушным сердцем должен и может говорить людям слово истины. В третьей части поэт слышит «бога глас», который «взывает» к нему, побуждая «видеть» и «внимать» и, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей».
Облик поэта и его внутренняя суть совершенно меняются. Его душа пробуждается, он «исполняется волей» божьей. Поэт, таким образом, не принадлежит себе, он лишь проводник, через который бог дарит людям красоту и гармонию.
По Пушкину, талант — это лишь божественный дар, способность более тонко слышать и более сильно чувствовать мир. Но самое главное качество, которым должен обладать поэт, — это горячее сердце, согретое нравственным законом, гуманным отношением к миру. Без этого «угля» человек мертв («как труп, в пустыне я лежал»). Нравственный закон — это тот «глас божий», который к поэту «воззвал». И его свобода состоит в том, чтобы осознанно следовать этому гласу, напоминая людям о заключенной в них божественной душе, о красоте мира и о добре, которое они призваны творить.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал, —
так напишет Пушкин в другом своем стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Итак, тема поэта и поэзии является одной из центральных в творчестве Пушкина. Его понимание предназначения поэта и поэтического дара глубоко гуманистично и связано с таким понятием, как свобода. Поэт, по Пушкину, — это человек, наделенный более чутким слухом, чем
другие, который среди «шума суетного мира» может услышать «глас божий» и поведать о нем остальному миру.
Романтической поэтике, философии индивидуализма, трагическому видению предназначения поэта и фатальному одиночеству романтического героя Пушкин противопоставил высокий гуманизм, основанный на принятии законов бытия, принятии идеи божественности и благословенности жизни во всех ее проявлениях, а также возвысил поэзию до великого дела служения людям.