Вы находитесь: Главная страница> Пушкин Александр> Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Сочинение на тему «Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина»

План
I. Разнообразие трактовки темы поэта и поэзии в лирике
А. С. Пушкина.
II. Образ поэта и назначение поэзии.
1. Поэт и чернь («Поэт», «Поэту»).
2. Поэт — голос Бога («Пророк»).
3. Высокая миссия поэзии («Арион»).
4. «Бронзовая» слава поэта («Памятник»).
III. Живой голос поэта.

Тема поэта и поэзии занимает в творчестве А. С. Пушкина особое место. Она имеет и общественную направленность, и в то же время является глубоко личной.
Каким предстает поэт в лирике А. С Пушкина? Он — чуткое эхо, не получающее отклика на свой голос, и Арион, поющий отважным пловцам даже в бурю, даже после гибели судна. Он пророк, несущий людям Божье слово — и он же «сам свой высший суд». Он горд тем, что пробуждал в людях «чувства добрые» — и он же бежит, «дикий и суровый», от людей, «на берега пустынных волн». Каков же поэт, каково его истинное лицо и в чем предназначение?
Прежде всего, поэт, по мнению Пушкина, — человек, противопоставленный толпе, вознесенный над нею. Чернь не способна ни понять, ни оценить великое творение. Служить народу, добиваться его любви — дело суетное, недостойное великого дара, которым наделен поэт:

Поэт, не дорожи любовию народной.
…Ты царь. Живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Свобода поэта — это прежде всего свобода мысли, творчества. Творца не в состоянии понять те, кого поэт именует чернью. И оценить великий труд поэта в состоянии лишь он сам:

…Ты сам свой высший суд,
Всех строже оценить сумеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Кому же дороги песни поэта? Тем, кто сам стремится к свободе, кому она дорога больше жизни. Поэт не только певец красоты, он может и должен быть гражданином, воспевать высокие общественные идеалы. В стихотворении «Арион» Пушкин говорит о своей верности идеалам декабристов. Песнь свободы звучит даже тогда, когда не осталось уже в живых ни одного пловца:

Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою…

В этом стихотворении песнь поэта — не знак избранности, возвышающий певца над бренным миром. Она нужна была, чтобы подбодрить пловцов во время их трудного пути, она нужна, чтобы не был забыт их подвиг, она нужна как знак верности погибшим друзьям. А значит, нет необходимости в чьей либо оценке творения поэта: не для славы звучали эти песни.
Высокое служение требует мужества и несет на себе печать трагизма. Оно высоко, потому что бескорыстно и безнадежно.
Традиционно относят к теме поэта и поэзии и стихотворение «Пророк». Пророк — поэт — служитель Бога, носитель высшей правды. Он выполняет волю неба:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Миссия пророка высока, но понять слово Бога может лишь человек, равный пророку (поэту). Свобода и правда доступны только избранным. «Свободы сеятель пустынный», мечтавший взрастить «живительное семя» свободы, даром потерял «время, благие мысли и труды». Горько звучит голос поэта:

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.

Чернь ждет от поэта практической пользы: «Ты можешь, ближнего любя, давать нам смелые уроки, а мы послушаем тебя». Но получает один ответ:

Подите прочь! Какое дело
Поэту мирному до вас!

И в этом ответе заключается не презрение к людям, а стремление уважать их, не опуститься до их уровня понимания жизни, а приблизить к себе хотя бы некоторых, кто способен понять высокие идеалы. Это и есть цель поэзии.
Поэт, вознесенный над толпой, обречен на непонимание. Пушкин как будто предвидит свою «бронзовую славу», предчувствует, что будет всеми признан, но не всеми понят. Да, его «назовут» все, даже «ныне дикой тунгус и друг степей калмык», но ценить его будут не за то, чем он в самом деле ценен. Будут любить за то, что он «чувства добрые… лирой пробуждал», забывая о том, что поэт служил прежде всего красоте и гармонии, и Пушкин только горестно вздыхает: «Не оспоривай глупца…»
Пушкина нельзя отождествлять с поэтом, чей образ изображен в его стихах, он своими произведениями будил «чувства добрые», прославлял свободу в «жестокий век» сеял семена добра и правды. Как настоящий поэт, он не мог быть равнодушным к бедам и нуждам мира. Стихи А. С. Пушкина о поэте и поэзии — не рифмованная декларация. Важно услышать в них живой голос поэта — ироничный, патетический, задумчивый, но главное, всегда предельно искренний.